Categories: Политика

Как и почему Казахстан и Туркменистан отключают интернет

Национальные элиты обеих стран не гнушаются чрезмерных мер в онлайн-сфере, вплоть до полного отключения связи.

В 2022 году большинство стран Центральной Азии преднамеренно отключали доступ к интернету в случаях публичных протестов или проявления иных форм открытой критики государственной власти и акций гражданского неповиновения, ссылаясь в качестве оправдания на соображения национальной и общественной безопасности. Хотя эти страны одинаково стремятся сохранить свой контроль над онлайн-пространством, они делают это по-разному в зависимости от своих возможностей, социально-политического контекста и политических целей своих национальных элит.

В этом отношении Казахстан и Туркменистан находятся на противоположных полюсах с точки зрения развития интернета и его использования в управлении и бизнесе. Однако национальные элиты обеих стран не гнушаются проводить чрезмерные меры в онлайн-сфере, вплоть до полного отключения связи.

Хотя последний инструмент может показаться прибыльным, так как приносит быстрые «осязаемые» результаты в локализации и подавлении общественного инакомыслия, он может нанести серьезный финансовый и социально-экономический ущерб, превратив отключение интернета в непривлекательное мероприятие.

Потери после отключений

Например, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан вошли в список 10 стран, которые больше всего пострадали от отключения интернета по распоряжению правительства, заняв 3-е ($410 млн), 5-е ($219 млн) и 10-е ($29 млн) соответственно. В результате как в Казахстане, так и в Туркменистане растет интерес к разработке ряда долгосрочных мер контроля и постоянных ограничений на доступ в интернет, которые могут достичь аналогичных целей с меньшей общественной критикой и меньшими репутационными, финансовыми и экономическими последствиями.

Разница между Казахстаном и Туркменистаном в использовании локальных кратковременных отключений интернета обусловлена особенностями развития телекоммуникационного сектора, а также тем, как власти определяли полезность интернета на стратегическом уровне в отношении к управлению, политике и экономике.

История цифровой свободы в Казахстане

В Казахстане правительство стремилось улучшить свою репутацию на международной арене, чтобы обеспечить устойчивые партнерские отношения с основными внешнеэкономическими партнерами, в частности, для привлечения иностранных инвестиций. В связи с этим оно провело широкий спектр реформ, включая положительные сдвиги в области прав человека и цифровизации, однако этот прогресс был наиболее заметен на бумаге и в меньшей степени на практике. Важно отметить, что термин «цифровые права» никогда не упоминался ни в одном из законов.

Однако в 2017 году со ссылкой на обращение тогда президента Нурсултана Назарбаева к народу была утверждена программа «Цифровой Казахстан». Она была направлена на ускорение темпов экономического развития за счет внедрения передовых технологий. Расширение покрытия сетей связи и инфраструктуры ИКТ было установлено в качестве одной из ее основных целей. Однако для этого процесса требовалось стабильное подключение к интернету по всей стране. Расширяя охват в отдаленных деревнях, жители крупных городов стали сталкиваться с локальными отключениями в тех случаях, когда правительство стремилось сдержать антиправительственные протесты в местах их происхождения.

Методы, которые использовались в прошлом, продолжали практиковаться с внедрением опережающей цифровизации, повышая их эффективность, как это было во время забастовок в Жанаозене в 2011 году, протестов против девальвации в 2014 году и межэтнических конфликтов в Кордае в 2020 году. В каждом из этих случаев правительство пыталось изолировать регион путем отключения интернета, отключения сотовых операторов и блокирования независимых СМИ.

Туркменский подход

По сравнению с Казахстаном туркменское правительство постоянно осуществляет жесткий и централизованный контроль над интернетом с помощью набора офлайн- и онлайн-мер для поддержания строго стерилизованной онлайн-среды. Чтобы изолировать внутреннее онлайн-пространство, правительство использовало государственную компанию «Туркментелеком» — единственного авторизованного интернет-провайдера в стране, для контроля потока информации через централизованный узел.

Доступ в интернет намеренно оставался медленным и ненадежным по сравнению с мировыми стандартами и дорогим по отношению к доходам местного населения. Инфраструктура за пределами крупных городских районов остается в значительной степени недофинансированной и недостаточно развитой, в этих районах проживает примерно 50 процентов населения.

Хотя в последние годы ситуация значительно улучшилась, в Туркменистане по-прежнему самый низкий уровень проникновения интернета в Центральной Азии – 38% от общей численности населения. Кроме того, в стране одна из самых дорогих систем мобильного интернета в мире и одна из самых медленных в мире средних скоростей загрузки интернета.

Туркменское правительство также бдительно контролировало цифровой контент посредством сплошной слежки, суровых наказаний и блокировки доступа к веб-сайтам и коммуникационным платформам, критикующим официальную политику правительства. Отсутствие публично подотчетных и независимых институтов, активного сектора гражданского общества и самоизоляция страны на международной арене (за исключением темы экспорта углеводородов) проложили путь к чрезмерному злоупотреблению властью со стороны правительства при цензуре в интернете.

Таким образом, в отличие от Казахстана, туркменские власти ограничили распространение интернета и его развитие как средства политической и социальной мобилизации и источника независимой информации, свободного от оков госпропаганды. Это сделало использование локальных отключений интернета ненужной мерой.

Хотя Казахстан и Туркменистан пошли разными путями в онлайн-пространстве, растущее разочарование в политике правительства, которое привело к политическим протестам, особенно в Казахстане с 2019 года, сблизило две страны в способах контроля и формирования своих внутренних онлайн-экосистем.

Январское отключение стоило Казахстану 410 млн долларов

В 2019 году в Казахстане прошла крупная волна антиправительственных протестов. Они были вызваны переименованием столицы в честь Назарбаева после его отставки и бойкотом досрочных президентских выборов тем летом. Самые крупные демонстрации прошли в столице и Алматы в день голосования, где были инициированы целенаправленные отключения, чтобы предотвратить распространение новостей и общение между протестующими.

Действия властей способствовали нарушениям прав человека при задержаниях, а также повлияли на миссию независимого наблюдения, предотвратив сообщения о нарушениях на избирательных участках. Согласно данным NetBlocks Cost of Shutdown Tool (COST), блокировка одной платформы соцсетей на час обошлась национальной экономике в 106 308 долларов. Эту сумму можно было увеличить как минимум в три раза, поскольку у людей не было доступа к нескольким инструментам (Facebook, Instagram, WhatsApp).

Однако

наибольшие потери Казахстан понес во время событий января 2022 года, когда правительство осуществило полное отключение интернета, первое в истории страны, стоимостью около 410 млн долларов

Эти цифры указывают на то, что правительство отдает приоритет политическому контролю над экономическим развитием.

Туркменистан не интересуют потери

С 2019 года туркменское правительство значительно улучшило свои репрессивные возможности и усилило свою мертвую хватку в интернете. Эти события были стимулированы изменением внутренних и внешних условий. Борясь с затянувшимся социально-экономическим кризисом, вызванным резким падением цен на углеводороды, власти инициировали амбициозную стратегию «цифровизации» для диверсификации экономики, повышения эффективности госуправления, стимулирования дальнейшего развития частного сектора и догона других стран под тот же уровень развития.

Правительство также следит за тем, как современные технологии и особенно интернет начали переопределять и влиять на социально-политическую динамику в соседних странах с аналогичными авторитарными режимами, особенно в Казахстане. Стремлению к «безопасности», которая могла бы обеспечить стабильность режима, следовательно, уделялось больше внимания за счет улучшения благосостояния населения. В результате усилия правительства были сосредоточены только на дальнейшем укреплении репрессивного потенциала государства в онлайн-пространстве, а не на инвестировании в экономический потенциал, который мог бы раскрыть более широкий доступ к интернету.

События 2020 года лишь подтвердили властям их курс действий. К ним относятся некомпетентная реакция правительства на распространение COVID-19 в стране и неспособность устранить ущерб, причиненный ураганом в Лебапском и Марыйском велаятах в том году. Все это спровоцировало волну антиправительственных протестов туркмен, проживающих за границей, и повышенный спрос на независимый политический контент в туркменоязычном онлайн-сообществе, что привело к стремительному росту виртуальных сообществ, создающих и ретранслирующих подобный контент.

После урагана власти осуществили локальные сбои в работе мобильных услуг и интернета, чтобы ограничить поток информации, которая могла бы пролить свет на фактический ущерб и жертвы. Власти также приобрели новое оборудование, которое повысило способность правительства более эффективно блокировать сайты и лучше контролировать приложения VPN и другие инструменты обхода цензуры. Этим мерам также способствовало усиление офлайн-преследований журналистов и активистов, которые сливали информацию или оказывали услуги по установке инструментов обхода цензуры.

События января 2022 года в Казахстане не остались незамеченными в Туркменистане. На фоне разворачивающихся в РК общественных волнений туркменские власти намеренно душили интернет, а тогдашний президент Гурбангулы Бердымухамедов поручил министерству национальной безопасности выявить и ограничить доступ к источникам, угрожающим «конституционному строю» и «искажающим действительность».

В течение года преднамеренное вмешательство в связь, подобное локальному отключению интернета, стало нормой. Они часто проводились во время президентских визитов в регионы и во время досрочных президентских выборов в марте 2022 года, на которых президентом стал сын Бердымухамедова Сердар. Затем в апреле произошло массовое отключение интернета. В октябре 2022 года сообщалось, что в стране было заблокировано более миллиона IP-адресов (примерно одна треть всех существующих), что свидетельствует не только об усилении репрессивных возможностей властей, но и о более грандиозных амбициях по отключению страны от глобальной сети, даже несмотря на то, что термин «цифровизация» по-прежнему занимает важное место в повестке дня правительства.

Разные страны — одинаковые подходы

Как видно из приведенных выше примеров, национальные элиты как в Казахстане, так и в Туркменистане схожи во взглядах на использование репрессивных мер в сети для укрепления своей власти. Правительства также сходятся во мнении относительно определения случаев, когда они считают такие меры уместными, хотя и с небольшими различиями. Обе страны защищают эту практику как свою неотъемлемую прерогативу, вытекающую из их суверенной власти, апеллируя к необходимости защиты от угроз нацбезопасности, конституционному и общественному порядку, благополучию граждан, их правам и свободам.

Однако на самом деле такое преднамеренное вмешательство в интернет-сервисы направлено на ограничение распространения и влияния антиправительственных настроений в обществе. Туркменское правительство стремится не допустить распространения политического недовольства, а поскольку государство эффективно контролирует традиционную медиа-среду,

интернет является единственной площадкой для выражения недовольства или получения информации об альтернативных точках зрения

Однако страх тотальной слежки и цензуры, а также суровых наказаний за создание или даже доступ к политически мотивированному контенту, критикующему правительство, побуждает большинство людей использовать интернет только как средство социального взаимодействия и отдыха.

Кроме того, поскольку государственные СМИ не освещают демонстрации и подобные неблагоприятные темы, гражданам не дают узнать о масштабах недовольства политикой правительства в различных регионах, историях успеха противостоящих властей и силе коллективных требований. Следовательно, правительство вводит состояние тотального контроля, прибегая к локальным отключениям в отдельных аварийных случаях.

Точно так же в Казахстане усиление контроля над интернетом используется для ослабления протестных настроений, запугивания и маргинализации независимых активистов и журналистов с целью ограничения их информационно-пропагандистской деятельности и мобилизационных возможностей.

Отключения на руку пропаганде

Помимо ослабления протестного движения жесткий и централизованный контроль над интернетом направлен на продвижение только одобренных государством нарративов и пропаганды, а не только в кризисных ситуациях. Это особенно важно для правящей семейной политики в Туркменистане, поскольку в 2022 году режим инициировал передачу власти по наследству — хотя недавно Бердымухамедов-старший вновь заявил о себе, заняв новую должность над президентом — в условиях продолжающегося социально-экономического кризиса, который значительно ухудшил условия жизни большинства населения в последние годы. События в соседнем Казахстане ясно продемонстрировали, как нерешенные и расширяющиеся социальные неравенства и изоляция могут вызвать протесты даже в закрытых политических системах.

Более того, туркменская пропаганда направлена не только на внутреннюю аудиторию; она также стремится улучшить международный имидж и репутацию страны, рисуя радужную картину экономических достижений и благосостояния, укрепляя легитимность правящего режима в глазах как отечественной, так и зарубежной общественности.

В 2022 году правительство сделало еще один шаг в этом направлении, когда министр иностранных дел страны Рашид Мередов объявил о создании международного информационного центра, которому поручено производство материалов для зарубежных СМИ и укрепление сотрудничества с российскими пропагандистскими каналами.

Отключения и реформы

Точно так же власти Казахстана стремились повысить международный имидж страны, который ухудшился после политических протестов в январе 2022 года, которые привели к многочисленным жертвам, случаям пыток и бесчеловечного обращения. Посредством усиления контроля над интернетом власти стремились перехватить постпротестную повестку дня, сместив акцент с неудач правительства на обещания «радикальных» реформ (которые однако в значительной степени оставались косметическими, как и предыдущие усилия по реформированию).

Излишне говорить, что различные формы сбоев в работе интернета, цензуры и контроля вызывают различные негативные последствия, особенно в области прав человека, общественного и человеческого благополучия и безопасности. Представление властей о государственной безопасности не соответствует демократическим нормам и нормам прав человека, а также международным обязательствам, которые взяли на себя две страны. В связи с этим важно отметить, что

обе страны не признают доступ в интернет в качестве права человека

Тем не менее в условиях отключения интернета граждане сталкиваются с двумя основными проблемами, которые ведут к более глубоким социальным проблемам. Во-первых, поскольку многие государственные услуги были оцифрованы, отключение интернета сделало их недоступными. Кроме того, отсутствие доступа к надежной информации в режиме реального времени усугубляет и без того напряженную ситуацию и создает пространство для дальнейшего злоупотребления властью и пыток, а также преследования гражданских активистов. В то же время отключение интернета дорого обходится как правительству, так и частному сектору, что еще больше усугубляет экономическое недовольство граждан.

Неудачное исполнение

Правительство Казахстана в конечном итоге признало, что отключение всего интернета во время беспорядков в январе 2022 года было плохим решением, хотя и не осудило саму концепцию отключения интернета, а лишь ее исполнение. В Минцифры объявили, что лучшим методом будет подготовка «списка» ресурсов, которые не будут блокироваться и которые по прошлому опыту, скорее всего, окажутся проправительственными СМИ. Наряду с новой инициативой тотального Цифрового кодекса, который объединит все законы о СМИ, свободе слова и доступе в интернет, Казахстан продемонстрировал стремление минимизировать риски, связанные с блокировкой доступа в интернет и репутационными издержками, в то же время стремясь в значительной степени сохранить контроль над интернетом.

Туркменские власти планируют пойти еще дальше. Как отмечают некоторые эксперты, отключение интернета в апреле 2022 года могло быть связано с тем, что правительство тестировало более сложное оборудование для контроля над интернетом. Этот момент примечателен, так как в декабре 2022 года министерство иностранных дел объявило о разработке автономной национальной цифровой сети.

Похоже, власти ищут способ отключить Туркменистан от глобального интернета. Хотя до сих пор не совсем ясно, какую форму это примет — туркменскую версию китайского «Великого брандмауэра», или северокорейского «Корелинка», или это будет некое уникальное сочетание того и другого — очевидно, что Ашхабад не желает отказываться от своей мертвой хватки в отношении информации.

Какую бы форму ни принимали эти меры, понятно, что отключение интернета и почти полное отключение — это лишь промежуточные шаги. И вероятно, они будут отложены в пользу более изощренных подходов ограничения доступа к ресурсам, которых боятся правительства. Чтобы держать правительства в узде, необходима более всесторонняя и детальная оценка интернет-ограничений, включая переопределение и переосмысление идеи отключений и отключений интернета, чтобы гарантировать, что любые средства вмешательства в коммуникации получают такую же степень защиты, внимание и озабоченность как почти полное уничтожение интернета. Таким образом, они должны находиться в поле зрения местных институтов гражданского общества и, что наиболее важно, своих международных партнеров, которым необходимо сохранять активность в этой непростой задаче.

В противном случае использование практики отключений в странах с постоянными нарушениями прав человека станет предпосылкой для полного отключения и создания полностью контролируемого интернета, что еще больше сблизит эти страны с Россией и уведет под влияние Китая.

Авторы: Дана Буралкиева, Рустам Мухамедов

Ануар Нурпеисов

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

2 дня ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

2 дня ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

2 дня ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

2 дня ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

2 дня ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

2 дня ago