Национальные элиты обеих стран не гнушаются чрезмерных мер в онлайн-сфере, вплоть до полного отключения связи.
В 2022 году большинство стран Центральной Азии преднамеренно отключали доступ к интернету в случаях публичных протестов или проявления иных форм открытой критики государственной власти и акций гражданского неповиновения, ссылаясь в качестве оправдания на соображения национальной и общественной безопасности. Хотя эти страны одинаково стремятся сохранить свой контроль над онлайн-пространством, они делают это по-разному в зависимости от своих возможностей, социально-политического контекста и политических целей своих национальных элит.
В этом отношении Казахстан и Туркменистан находятся на противоположных полюсах с точки зрения развития интернета и его использования в управлении и бизнесе. Однако национальные элиты обеих стран не гнушаются проводить чрезмерные меры в онлайн-сфере, вплоть до полного отключения связи.
Хотя последний инструмент может показаться прибыльным, так как приносит быстрые «осязаемые» результаты в локализации и подавлении общественного инакомыслия, он может нанести серьезный финансовый и социально-экономический ущерб, превратив отключение интернета в непривлекательное мероприятие.
Например, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан вошли в список 10 стран, которые больше всего пострадали от отключения интернета по распоряжению правительства, заняв 3-е ($410 млн), 5-е ($219 млн) и 10-е ($29 млн) соответственно. В результате как в Казахстане, так и в Туркменистане растет интерес к разработке ряда долгосрочных мер контроля и постоянных ограничений на доступ в интернет, которые могут достичь аналогичных целей с меньшей общественной критикой и меньшими репутационными, финансовыми и экономическими последствиями.
Разница между Казахстаном и Туркменистаном в использовании локальных кратковременных отключений интернета обусловлена особенностями развития телекоммуникационного сектора, а также тем, как власти определяли полезность интернета на стратегическом уровне в отношении к управлению, политике и экономике.
В Казахстане правительство стремилось улучшить свою репутацию на международной арене, чтобы обеспечить устойчивые партнерские отношения с основными внешнеэкономическими партнерами, в частности, для привлечения иностранных инвестиций. В связи с этим оно провело широкий спектр реформ, включая положительные сдвиги в области прав человека и цифровизации, однако этот прогресс был наиболее заметен на бумаге и в меньшей степени на практике. Важно отметить, что термин «цифровые права» никогда не упоминался ни в одном из законов.
Однако в 2017 году со ссылкой на обращение тогда президента Нурсултана Назарбаева к народу была утверждена программа «Цифровой Казахстан». Она была направлена на ускорение темпов экономического развития за счет внедрения передовых технологий. Расширение покрытия сетей связи и инфраструктуры ИКТ было установлено в качестве одной из ее основных целей. Однако для этого процесса требовалось стабильное подключение к интернету по всей стране. Расширяя охват в отдаленных деревнях, жители крупных городов стали сталкиваться с локальными отключениями в тех случаях, когда правительство стремилось сдержать антиправительственные протесты в местах их происхождения.
Методы, которые использовались в прошлом, продолжали практиковаться с внедрением опережающей цифровизации, повышая их эффективность, как это было во время забастовок в Жанаозене в 2011 году, протестов против девальвации в 2014 году и межэтнических конфликтов в Кордае в 2020 году. В каждом из этих случаев правительство пыталось изолировать регион путем отключения интернета, отключения сотовых операторов и блокирования независимых СМИ.
По сравнению с Казахстаном туркменское правительство постоянно осуществляет жесткий и централизованный контроль над интернетом с помощью набора офлайн- и онлайн-мер для поддержания строго стерилизованной онлайн-среды. Чтобы изолировать внутреннее онлайн-пространство, правительство использовало государственную компанию «Туркментелеком» — единственного авторизованного интернет-провайдера в стране, для контроля потока информации через централизованный узел.
Доступ в интернет намеренно оставался медленным и ненадежным по сравнению с мировыми стандартами и дорогим по отношению к доходам местного населения. Инфраструктура за пределами крупных городских районов остается в значительной степени недофинансированной и недостаточно развитой, в этих районах проживает примерно 50 процентов населения.
Хотя в последние годы ситуация значительно улучшилась, в Туркменистане по-прежнему самый низкий уровень проникновения интернета в Центральной Азии – 38% от общей численности населения. Кроме того, в стране одна из самых дорогих систем мобильного интернета в мире и одна из самых медленных в мире средних скоростей загрузки интернета.
Туркменское правительство также бдительно контролировало цифровой контент посредством сплошной слежки, суровых наказаний и блокировки доступа к веб-сайтам и коммуникационным платформам, критикующим официальную политику правительства. Отсутствие публично подотчетных и независимых институтов, активного сектора гражданского общества и самоизоляция страны на международной арене (за исключением темы экспорта углеводородов) проложили путь к чрезмерному злоупотреблению властью со стороны правительства при цензуре в интернете.
Таким образом, в отличие от Казахстана, туркменские власти ограничили распространение интернета и его развитие как средства политической и социальной мобилизации и источника независимой информации, свободного от оков госпропаганды. Это сделало использование локальных отключений интернета ненужной мерой.
Хотя Казахстан и Туркменистан пошли разными путями в онлайн-пространстве, растущее разочарование в политике правительства, которое привело к политическим протестам, особенно в Казахстане с 2019 года, сблизило две страны в способах контроля и формирования своих внутренних онлайн-экосистем.
В 2019 году в Казахстане прошла крупная волна антиправительственных протестов. Они были вызваны переименованием столицы в честь Назарбаева после его отставки и бойкотом досрочных президентских выборов тем летом. Самые крупные демонстрации прошли в столице и Алматы в день голосования, где были инициированы целенаправленные отключения, чтобы предотвратить распространение новостей и общение между протестующими.
Действия властей способствовали нарушениям прав человека при задержаниях, а также повлияли на миссию независимого наблюдения, предотвратив сообщения о нарушениях на избирательных участках. Согласно данным NetBlocks Cost of Shutdown Tool (COST), блокировка одной платформы соцсетей на час обошлась национальной экономике в 106 308 долларов. Эту сумму можно было увеличить как минимум в три раза, поскольку у людей не было доступа к нескольким инструментам (Facebook, Instagram, WhatsApp).
Однако
наибольшие потери Казахстан понес во время событий января 2022 года, когда правительство осуществило полное отключение интернета, первое в истории страны, стоимостью около 410 млн долларов
Эти цифры указывают на то, что правительство отдает приоритет политическому контролю над экономическим развитием.
С 2019 года туркменское правительство значительно улучшило свои репрессивные возможности и усилило свою мертвую хватку в интернете. Эти события были стимулированы изменением внутренних и внешних условий. Борясь с затянувшимся социально-экономическим кризисом, вызванным резким падением цен на углеводороды, власти инициировали амбициозную стратегию «цифровизации» для диверсификации экономики, повышения эффективности госуправления, стимулирования дальнейшего развития частного сектора и догона других стран под тот же уровень развития.
Правительство также следит за тем, как современные технологии и особенно интернет начали переопределять и влиять на социально-политическую динамику в соседних странах с аналогичными авторитарными режимами, особенно в Казахстане. Стремлению к «безопасности», которая могла бы обеспечить стабильность режима, следовательно, уделялось больше внимания за счет улучшения благосостояния населения. В результате усилия правительства были сосредоточены только на дальнейшем укреплении репрессивного потенциала государства в онлайн-пространстве, а не на инвестировании в экономический потенциал, который мог бы раскрыть более широкий доступ к интернету.
События 2020 года лишь подтвердили властям их курс действий. К ним относятся некомпетентная реакция правительства на распространение COVID-19 в стране и неспособность устранить ущерб, причиненный ураганом в Лебапском и Марыйском велаятах в том году. Все это спровоцировало волну антиправительственных протестов туркмен, проживающих за границей, и повышенный спрос на независимый политический контент в туркменоязычном онлайн-сообществе, что привело к стремительному росту виртуальных сообществ, создающих и ретранслирующих подобный контент.
После урагана власти осуществили локальные сбои в работе мобильных услуг и интернета, чтобы ограничить поток информации, которая могла бы пролить свет на фактический ущерб и жертвы. Власти также приобрели новое оборудование, которое повысило способность правительства более эффективно блокировать сайты и лучше контролировать приложения VPN и другие инструменты обхода цензуры. Этим мерам также способствовало усиление офлайн-преследований журналистов и активистов, которые сливали информацию или оказывали услуги по установке инструментов обхода цензуры.
События января 2022 года в Казахстане не остались незамеченными в Туркменистане. На фоне разворачивающихся в РК общественных волнений туркменские власти намеренно душили интернет, а тогдашний президент Гурбангулы Бердымухамедов поручил министерству национальной безопасности выявить и ограничить доступ к источникам, угрожающим «конституционному строю» и «искажающим действительность».
В течение года преднамеренное вмешательство в связь, подобное локальному отключению интернета, стало нормой. Они часто проводились во время президентских визитов в регионы и во время досрочных президентских выборов в марте 2022 года, на которых президентом стал сын Бердымухамедова Сердар. Затем в апреле произошло массовое отключение интернета. В октябре 2022 года сообщалось, что в стране было заблокировано более миллиона IP-адресов (примерно одна треть всех существующих), что свидетельствует не только об усилении репрессивных возможностей властей, но и о более грандиозных амбициях по отключению страны от глобальной сети, даже несмотря на то, что термин «цифровизация» по-прежнему занимает важное место в повестке дня правительства.
Как видно из приведенных выше примеров, национальные элиты как в Казахстане, так и в Туркменистане схожи во взглядах на использование репрессивных мер в сети для укрепления своей власти. Правительства также сходятся во мнении относительно определения случаев, когда они считают такие меры уместными, хотя и с небольшими различиями. Обе страны защищают эту практику как свою неотъемлемую прерогативу, вытекающую из их суверенной власти, апеллируя к необходимости защиты от угроз нацбезопасности, конституционному и общественному порядку, благополучию граждан, их правам и свободам.
Однако на самом деле такое преднамеренное вмешательство в интернет-сервисы направлено на ограничение распространения и влияния антиправительственных настроений в обществе. Туркменское правительство стремится не допустить распространения политического недовольства, а поскольку государство эффективно контролирует традиционную медиа-среду,
интернет является единственной площадкой для выражения недовольства или получения информации об альтернативных точках зрения
Однако страх тотальной слежки и цензуры, а также суровых наказаний за создание или даже доступ к политически мотивированному контенту, критикующему правительство, побуждает большинство людей использовать интернет только как средство социального взаимодействия и отдыха.
Кроме того, поскольку государственные СМИ не освещают демонстрации и подобные неблагоприятные темы, гражданам не дают узнать о масштабах недовольства политикой правительства в различных регионах, историях успеха противостоящих властей и силе коллективных требований. Следовательно, правительство вводит состояние тотального контроля, прибегая к локальным отключениям в отдельных аварийных случаях.
Точно так же в Казахстане усиление контроля над интернетом используется для ослабления протестных настроений, запугивания и маргинализации независимых активистов и журналистов с целью ограничения их информационно-пропагандистской деятельности и мобилизационных возможностей.
Помимо ослабления протестного движения жесткий и централизованный контроль над интернетом направлен на продвижение только одобренных государством нарративов и пропаганды, а не только в кризисных ситуациях. Это особенно важно для правящей семейной политики в Туркменистане, поскольку в 2022 году режим инициировал передачу власти по наследству — хотя недавно Бердымухамедов-старший вновь заявил о себе, заняв новую должность над президентом — в условиях продолжающегося социально-экономического кризиса, который значительно ухудшил условия жизни большинства населения в последние годы. События в соседнем Казахстане ясно продемонстрировали, как нерешенные и расширяющиеся социальные неравенства и изоляция могут вызвать протесты даже в закрытых политических системах.
Более того, туркменская пропаганда направлена не только на внутреннюю аудиторию; она также стремится улучшить международный имидж и репутацию страны, рисуя радужную картину экономических достижений и благосостояния, укрепляя легитимность правящего режима в глазах как отечественной, так и зарубежной общественности.
В 2022 году правительство сделало еще один шаг в этом направлении, когда министр иностранных дел страны Рашид Мередов объявил о создании международного информационного центра, которому поручено производство материалов для зарубежных СМИ и укрепление сотрудничества с российскими пропагандистскими каналами.
Точно так же власти Казахстана стремились повысить международный имидж страны, который ухудшился после политических протестов в январе 2022 года, которые привели к многочисленным жертвам, случаям пыток и бесчеловечного обращения. Посредством усиления контроля над интернетом власти стремились перехватить постпротестную повестку дня, сместив акцент с неудач правительства на обещания «радикальных» реформ (которые однако в значительной степени оставались косметическими, как и предыдущие усилия по реформированию).
Излишне говорить, что различные формы сбоев в работе интернета, цензуры и контроля вызывают различные негативные последствия, особенно в области прав человека, общественного и человеческого благополучия и безопасности. Представление властей о государственной безопасности не соответствует демократическим нормам и нормам прав человека, а также международным обязательствам, которые взяли на себя две страны. В связи с этим важно отметить, что
обе страны не признают доступ в интернет в качестве права человека
Тем не менее в условиях отключения интернета граждане сталкиваются с двумя основными проблемами, которые ведут к более глубоким социальным проблемам. Во-первых, поскольку многие государственные услуги были оцифрованы, отключение интернета сделало их недоступными. Кроме того, отсутствие доступа к надежной информации в режиме реального времени усугубляет и без того напряженную ситуацию и создает пространство для дальнейшего злоупотребления властью и пыток, а также преследования гражданских активистов. В то же время отключение интернета дорого обходится как правительству, так и частному сектору, что еще больше усугубляет экономическое недовольство граждан.
Правительство Казахстана в конечном итоге признало, что отключение всего интернета во время беспорядков в январе 2022 года было плохим решением, хотя и не осудило саму концепцию отключения интернета, а лишь ее исполнение. В Минцифры объявили, что лучшим методом будет подготовка «списка» ресурсов, которые не будут блокироваться и которые по прошлому опыту, скорее всего, окажутся проправительственными СМИ. Наряду с новой инициативой тотального Цифрового кодекса, который объединит все законы о СМИ, свободе слова и доступе в интернет, Казахстан продемонстрировал стремление минимизировать риски, связанные с блокировкой доступа в интернет и репутационными издержками, в то же время стремясь в значительной степени сохранить контроль над интернетом.
Туркменские власти планируют пойти еще дальше. Как отмечают некоторые эксперты, отключение интернета в апреле 2022 года могло быть связано с тем, что правительство тестировало более сложное оборудование для контроля над интернетом. Этот момент примечателен, так как в декабре 2022 года министерство иностранных дел объявило о разработке автономной национальной цифровой сети.
Похоже, власти ищут способ отключить Туркменистан от глобального интернета. Хотя до сих пор не совсем ясно, какую форму это примет — туркменскую версию китайского «Великого брандмауэра», или северокорейского «Корелинка», или это будет некое уникальное сочетание того и другого — очевидно, что Ашхабад не желает отказываться от своей мертвой хватки в отношении информации.
Какую бы форму ни принимали эти меры, понятно, что отключение интернета и почти полное отключение — это лишь промежуточные шаги. И вероятно, они будут отложены в пользу более изощренных подходов ограничения доступа к ресурсам, которых боятся правительства. Чтобы держать правительства в узде, необходима более всесторонняя и детальная оценка интернет-ограничений, включая переопределение и переосмысление идеи отключений и отключений интернета, чтобы гарантировать, что любые средства вмешательства в коммуникации получают такую же степень защиты, внимание и озабоченность как почти полное уничтожение интернета. Таким образом, они должны находиться в поле зрения местных институтов гражданского общества и, что наиболее важно, своих международных партнеров, которым необходимо сохранять активность в этой непростой задаче.
В противном случае использование практики отключений в странах с постоянными нарушениями прав человека станет предпосылкой для полного отключения и создания полностью контролируемого интернета, что еще больше сблизит эти страны с Россией и уведет под влияние Китая.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…