Политика

Кадровый голод или чиновник под прессом — что скрывается за статистикой госслужбы

Политолог Данияр Ашимбаев проанализировал отчет Агентства по делам государственной службы и нашел несколько любопытных фактов, на которые указал в своем телеграм-канале.

Агентство по делам государственной службы (АДГС) опубликовало Национальный доклад о состоянии государственной службы. В нем отмечено, что по состоянию на 1 января 2024 г. штатная численность госслужащих составила 90 583 единицы, фактическая – 83 009 человек. Данные по штатной численности министерств и акиматов правительство в декабре 2021 г. засекретило — причем, постановлением в котором декларировалось их снижение.

О снижении штатной численности по итогам прошлого года говорил и премьер Смаилов.

Но вот АДГС пишет, что в 2023

«реорганизация, образование и изменение численности отдельных госорганов в целом обусловили рост численности на 530 единиц по сравнению с 2022 годом».

При этом, согласно опросу агентства, среди чиновников, 73% респондентов отмечают нехватку сотрудников в их структурных подразделениях. При этом в госорганах имеются порядка 7,5 тысяч вакантных должностей, из них 1 408 являются длительными (более 3 месяцев).

Недавно разрешили привлекать служащих по контракту. На сегодня привлечено целых 9 человек (в МНВО – 8, в Туркестанской области – 1).

По данным АДГС, госслужащим в Казахстане работается тяжело.

90,4% сталкиваются со стрессом на рабочем месте, при этом каждый третий (32,5%) испытывает стресс часто или очень часто.

Сами госслужащие, отмечается в докладе,

«зачастую не защищены от неэтичного поведения граждан, а также от незаконных действий контрольно-надзорных органов».

47% служащих не имеют собственного жилья, а «закредитованность превышает 90% (20,9% – ипотека, 41% – потребительские кредиты, 28,6% – рассрочка на технику, мебель и т.п.)».

В Национальном докладе о состоянии госслужбы сказано:

«Немаловажным фактором построения демократического государства является гендерное равенство. Доля женщин на госслужбе остается стабильной и составляет 55,7% (в 2022 году – 55,5%, в 2021 – 55,7%, в 2020 – 55,5%)».

Что скрывается за этой статистикой?

Посмотрим на цифры. В руководящем составе АП женщины составляют 11%. В составе правительства 15% женщин.

Среди акимов областей — 0. Среди руководителей агентств и иных госорганов, подчиненных президенту, женщины-руководители составлят 12,5%.

Наверное, вы подумали, что они все на следующем уровне? Как бы не так.

По моим подсчетам, среди вице-министров 11,5% женщин, среди председателей комитетов — 6,8%. Среди заместителей акимов областей и городов республиканского значения женщин 3% (это вообще, по моему, исторический минимум), среди районных и городских акимов — 3,6%. В 12 регионах женщин нет ни на той, ни этой позиции.

Думаю, понятно, что если наверху женщин не более 15%, а в среднем их 55,7%, то максимальная концентрация — в нижних слоях государственной пирамиды.

Можно только констатировать мизерную долю женщин на значимых государственных должностях и дальнейший процесс ее сокращения.

Вот когда какой-то сверхважный вопрос решается, что называется, скопом.

В 2014 г. реформу дебюрократизации придумал Масимов, целью которого было снять ответственность с правительства.

В 2023 г. следующая реформа была разработана под руководством первого замрука АП Сулейменова.

АДГС указывает в своем докладе:

Правительством продолжается реализация административной реформы, на первом этапе децентрализованы 496 функций (от правительства в ЦГО передано – 473 функции, от ЦГО в ЦГО – 2, от ЦГО в МИО – 21), в рамках дебюрократизации деятельности госаппарата из законов исключены 364 функции (229 функций путем закрепления на уровне положений госорганов, 132 функции правительства и 3 функции парламента ввиду их формальной регламентации).

И ведь никто не спрашивал: способны ли министерства решать эти вопросы, способны ли акиматы решать эти вопросы?

А сейчас у нас в анамнезе 7 вице-премьеров и паводки, которые прозевали.

А впереди — посевная, засуха, угроза лесных пожаров, подготовка школ к учебному году, подготовка энергосистемы к отопительному сезону и традиционный осенний кризис ГСМ.

Мухтар Абаев

Recent Posts

Токаев прибыл в Кызылординскую область

Касым-Жомарт Токаев прибыл с рабочей поездкой в Кызылординскую область Президент планирует посетить ряд промышленных, инфраструктурных…

14 часов ago

Бывшего главного транспортного прокурора Казахстана экстрадируют из Германии

Бывшего главного транспортного прокурора Казахстана Максата Дуйсенова экстрадируют из Германии. Об этом сообщил заместитель генерального…

14 часов ago

В Астане убит бывший замакима Алматы

В столице Казахстана был убит бывший заместитель акима Алматы Ержан Бабакумаров. Информацию о его гибели…

15 часов ago

В Шымкент вынесен приговор по делу финансовой пирамиды «Nazira Gold»

Расследование проведено Департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Шымкенту, сообщает пресс-служба АФМ. Позиционируя себя компанией…

16 часов ago

Стали известны новые размеры минимальной заработной платы и пенсии

В Сенат поступил принятый Мажилисом закон о республиканском бюджете на 2026-2028 годы. Закон устанавливает с…

16 часов ago

В области Абай прошёл семинар по внедрению цифровых сервисов в работу полиции

В области Абай состоялся обучающий семинар, посвящённый внедрению цифровых сервисов в деятельность правоохранительных органов, сообщает…

1 день ago