Еще неделю назад Британия считалась развитой экономикой, фунт — солидной валютой, а у нового правительства Лиз Трасс был свежий двухлетний мандат на управление страной. Прошла неделя — и Британия оказалась в политическом и финансовом кризисе.
На нее ополчились все: избиратели, рынки, экономисты, международные финансовые организации, союзники в США и Европе, ее собственная партия и даже министры ее правительства, собранного меньше месяца назад, передает ВВС.
Всему виной план радикальных экономических реформ и колоссальных дополнительных бюджетных расходов на четверть триллиона фунтов, не подкрепленных ни новыми доходами, ни мандатом от избирателей, ни даже независимой оценкой его реалистичности.
Смелый план был представлен неделю назад. Он тут же обрушил до невиданных глубин сначала рынок госдолга и курс фунта, а потом и рейтинги правящей Консервативной партии. Пенсионная система оказалась на грани краха, и центробанку пришлось включить на полную мощность печатный станок, чтобы предотвратить системный кризис, выручить правительство и спасти пенсионные фонды.
В одночасье многие британцы оказались перед угрозой потерять жилье и работу, лишиться части пенсии и доступа к бесплатному здравоохранению. А финансисты всего мира кинулись избавляться от некогда высококлассных британских активов, и их цены упали на уровень проблемных стран вроде Греции и Италии. Секвестр бюджета грозит дальнейшим расширением пропасти между богатыми и бедными и падением стандартов в больницах, школах и в бюджетной сфере в целом.
Трасс называет свой план стратегией роста. Снижение налогов и дерегулирование, по задумке ее соратников, повысит привлекательность инвестиций в британскую экономику. Она вырастет, казна наполнится — и все заживут лучше. Однако экономисты не верят в чудо.
Резкие движения Трасс напомнили некоторым стиль бывшего американского президента Дональда Трампа, который представлял себя возмутителем элитного «болота» и решительно ломал традиции, нормы и институты. В отличие от Америки, в Британии не президентская система, а парламентская. Три года назад на выборах большинство получила партия тори, но тогда во главе стоял Борис Джонсон. В предвыборной программе ничего не было про решительные реформы, которые собралась проводить Трасс. Сейчас ей на это указывают даже однопартийцы.
Даже традиционно сдержанные комментаторы теряют терпение.
Единственный тип лидера для Британии опаснее предыдущего сумасбродного (Джонсона) — это нынешний фанатичный. Доминирующая характеристика фанатика — убежденность в том, что реальность должна подстраиваться под их желания, а не наоборот,
написал один из ведущих мировых финансовых журналистов Мартин Вульф в Financial Times.
Рейтинг Лиз Трасс стремительно упал: по данным опроса, проведенного аналитической компанией YouGov, бывшую главу МИД поддерживают всего лишь 14% британцев — даже Борис Джонсон не был настолько непопулярен.
Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…
Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…
На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…
В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…
В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…
Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…