Главное

Государство против религиозной атрибутики, а не хиджабов в школах — эксперт

22 августа после заседания правительства министру просвещения Гани Бейсембаеву прилетел вопрос о ношении хиджабов школьницами. Это традиционная тема, много лет обсуждаемая обществом аккурат перед началом каждого учебного года. И министр ответил, что в школу можно надевать только школьную форму.

Никаких изменений в законодательстве на этот счет нет. Требования к форме остаются прежними. Цель посещения школы — получение качественного образования. Мы исходим из этого. Не нужно родителям вмешивать сюда другие вопросы. Мы все должны следовать букве закона,

заявил Гани Бейсембаев.

Запретить нельзя разрешить

Затем в соцсетях появилась информация о том, будто Минпросвещения собирается посоветоваться с муфтиятом о разрешении долгого спора на счет ношения хиджабов школьницами. Официальных данных о намерениях главного образовательного ведомства обращаться к духовенству за советами, в открытом доступе мы не нашли. Хотя сначала подумали, что ситуация накаляется чересчур радикально. И не в пользу государства, объявившего себя светским.

Да уж. Издание adyrna.kz сообщает, что министру просвещения задали вопрос, будут ли комнаты для чтения намаза в школах и разрешат ли носить хиджабы повсеместно. На что он ответил: будем решать с Муфтиятом и придем к единому решению. Якобы в каждой школе, скорее всего, будут списки тех, кто читает намаз и носит хиджаб. Мы точно в светском государстве живем? Или у нас больше проблем нет у детей? Вы бы лучше те же секции развивали научные, инновационные. Или бы приняли меры по разгружению тяжеленных школьных рюкзаков. А тем временем, наши школьники с измененным голосом уже снимают в тиктоке лайфхаки, как отпроситься от уроков в подвал или туда, где нет камер. Чтобы беспалева от учителей прочитать намаз. Дома, где угодно — пусть читают. Но школа, считаю, должна быть полностью свободной от религиозных ритуалов,

писал на своей странице в Facebook блогер Сырым Иткулов.

Дискуссии на эту тему в обществе идут нешуточные.

На рабочее и школьное время приходится всего один намаз — обеденный, который можно прочитать до наступления следующего. Сейчас, например, в Алматы это с 12.58 до 17.46 часов. Так что школы в молельны не превратятся. Кстати, учителя, персонал школы тоже могут быть верующими, особенно в казахских школах и в аулах. Или им тоже отказать в их праве на свободу вероисповедания и комфорте в намазе? Про «не хватает мест для классов»… Для намаза в общественном месте достаточно 2 квадратных метра и ширма. Не понимаю, в чем проблема? Или миллионы верующих — не граждане РК и на их свободы и комфорт не надо обращать внимания? Нам очень подходит модель развития Турции, где спокойно уживаются и светскость, и религиозность. Но похоже до ментальности турков мы еще не доросли. И не пугайте нас, пожалуйста, Ираном, Сирией, Афганистаном. Не стали за 12 веков и не станем. Пугалка для тех и от тех неучей, которые не разбираются в истории Казахстана и ментальности казахов,

— в противовес противникам религиозных обрядов в школах написала общественный деятель Тогжан Кожалы.

Понять можно и тех, и других. Поэтому в вечном споре религии со светскостью вряд ли будет истина.

Равные права и возможности

Религиовед, эксперт по противодействию религиозному экстремизму и терроризму Елнар Берикбаев считает, что государству не следует идти на поводу у религии, поскольку могут быть далеко не светские последствия.

Елнар Берикбаев.

— Вопрос запрета (на ношение хиджабов в школах, — Ред.), касается приказа министра образования и науки № 26 от 14 января 2016 года. И в нем написано, что включение элементов религиозной одежды в школьную форму не допускается. Запрет не касается конкретно мусульман, в приказе не сказано конкретно о хиджабах или платках, а сказано об элементах религиозной одежды в целом.

В Казахстане 18 конфессий, у всех есть своя религиозная атрибутика. Даже, допустим, православный крестик должен быть спрятан под одеждой, а не снаружи. Первое, что меня беспокоит, — во что превратятся школы, если каждый будет приходить на уроки в своей религиозной одежде?

говорит религиовед.

— В данный момент особенно остро вопрос стоит именно о хиджабах!

— Так в Казахстане и мусульманская среда неоднородная. И если мы сейчас разрешим надевать платки, то когда-то условная часть мусульман, исповедующих течения, в которых непозволительно слушать музыку, может заявить, что предмет «музыка» в школе — это харам. И дети перестанут ходить на уроки музыки. Также многие мусульмане придерживаются ограничения рисовать и изображать животных и людей. Они вскоре откажутся от уроков рисования? Потом не исключены претензии к урокам физкультуры, где дети обоих полов занимаются одновременно в спортзалах. Следом — «А нам нельзя с мальчиками сидеть за одной партой и даже находиться в одном классе». Потом выяснится, что отдельного класса тоже мало, нужна отдельная школа. Не придем ли мы таким образом к тому, что сейчас в Афганистане, например, девочкам разрешается получать только первое начальное образование в 5 классов, а затем сразу отдают замуж еще в подростковом возрасте?

Интересы общества

— Что касается молельных комнат в Казахстане, то они есть повсеместно. И сейчас это искусственно созданная проблема. Призывы открыть их в университетах — из этой серии. В организациях образования по действующему законодательству проведение религиозных обрядов не допускается, за исключением духовных учреждений.

Однако в Алматы, например, есть более 200 общественных точек, где можно совершать молитву. По закону, в местах общественного питания разрешается совершать намаз.

Кроме того, есть штраф 50 МРП за совершение религиозных обрядов в неположенном месте по статье 490 Кодекса об административных правонарушениях.

У нас общество в целом очень толерантное, но когда речь идет о явно провокационном поведении, нарушающем общественный порядок, то работает эта статья

Были такие случаи в Алматы, когда водитель совершал намаз на проезжей части, создав угрозу своей безопасности. Это формирует неправильный имидж мусульман, как людей, которым плевать на общественные нормы и ПДД.

— Что говорит муфтият по поводу хиджабов в школах?

— Могу сказать то, что

исламом предписано носить платки девочкам, когда они достигнут пубертатного возраста. Муфтиятом в Казахстане этот возраст определен как 15 лет

До этого возраста девочки успевают закончить 9 классов, а дальше у них есть выбор уйти в колледж, например, на который приказ № 26 уже не распространяется.

Кто спрашивал самих детей?

— В старой редакции закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях была норма, запрещающая родителям и опекунам вовлекать детей, не достигших 12 лет, в религию и навязывать им религиозные обряды и атрибутику. Сейчас такая норма есть? Есть прямой запрет не облачать маленьких детей в религиозные одежды?

— По действующему законодательству государство не вмешивается в процесс религиозного воспитания детей. То есть могут воспитывать как хотят, не ущемляя их прав. Во всех религиозных учреждениях Казахстана есть негласное правило, запрещающее детям посещать их без согласия родителей. То есть если выяснится, что такого согласия нет, либо один из родителей против, то вся ответственность ложится на духовенство. Но это осталось на уровне рекомендаций, а в законождательстве такой нормы нет.

— Кто-то проводил исследование, сколько в Казахстане верующих детей? Какого круга лиц касается вопрос о разрешении хиджабов в школах?

— Я в открытом доступе таких исследований не видел, отдельной статистики по детям тоже не встречал. Есть только общее количество верующих и в разрезе конфессий, но там общая статистика.

Вообще это слабый аргумент, что вот детям нужно разрешить хиджабы в школах, потому что религия обязывает. Государству не следует идти на поводу у религии. Запрет на ношение религиозной одежды в школах — это не нарушение права на свободу вероисповедания, а разграничение светского от религиозного

У нас есть достаточно религиозных учреждений и мест для проведения обрядов за пределами организаций образования.

Александра Алёхова

Recent Posts

Свидание с искусством — бесценно: общественные слушания по проекту реконструкции здания театра им. Н. Сац

Сегодня, 20 мая, по инициативе проектировщиков ТОО «Engineering center ltd» в Государственном академическом русском театре…

6 часов ago

Франция примеряет европейскую корону лидера искусственного интеллекта

На этой неделе Франция примет у себя руководителей технологических компаний и политических деятелей, включая бывшего…

7 часов ago

Как изменение климата ударит по экономике богатых стран

Исследователи обнаружили, что повышение глобальной температуры на 1 градус приводит к снижению мирового валового внутреннего…

7 часов ago

За кулисами трагедий: на одного госинспектора приходится более 550 опасных предприятий

Система промышленной безопасности Казахстана переживает не лучшие времена, констатирует Energyprom. При высоком уровне производственного травматизма…

7 часов ago

Казахстан отказался от проведения международного форума

В Астане отменили проведение международного ІТ-форума Digital Bridge 2024, сообщает Министерство цифрового развития Казахстана. Касым-Жомарт…

7 часов ago

Изменились правила регистрации кондоминиума

Министерство юстиции РК подготовило приказ, которым вносятся изменения в Правила государственной регистрации объекта кондоминиума, сообщает…

8 часов ago