Газета Жас Алаш усомнилась в будущей эффективности, да и вообще в необходимости строительства нового города рядом с мегаполисом.
К 2048 году в Алматинской области между городами Алматы и Конаев появится экономическая зона G4 City, то есть промышленный город площадью 30 тыс. га. Проект обещают утвердить до конца 2023 года.
Сейчас мы видим, что демографические, экологические и коммунальные проблемы города Алматы обостряются. Из-за неправильно спланированной городской застройки проблема пробок в городе актуальна и похоже неразрешима. Сможет ли город-спутник облегчить жизнь Алматы, способствуя решению демографических, транспортных и экологических проблем города, или еще больше усложнит ситуацию?
В Казахстане достаточно прецедентов, когда на амбициозные проекты выделялись огромные суммы, но они так и не завершились. Об экономической зоне G4 City говорят с 2006 года. Не раз менялись концепция проекта и инвесторы. С 2008 по 2019 гг. на планирование и реализацию этого проекта было выделено порядка 37 млрд тенге. Однако фундамент G4 City до сих пор не заложен.
Строительство нового города, автомобильного и железнодорожного сообщения, прокладка инженерных сетей, несомненно, потребует еще больших денежных средств, чем уже было выделено. Но насколько это будет эффективно, если учесть, что до сих пор большие госпрограммы и многие нацпроекты в стране зашли в тупик, а чиновников судят за растрату бюджетных средств. Тот факт, что на вышеуказанные 37 миллиардов тенге так и не было ничего сделано, только усиливает подозрения в будущем провале и этой масштабной идеи.
Если посмотреть на план, город будет строиться от Северной кольцевой дороги Алматы до Конаева. Расстояние между городами 65 километров. Общая площадь застройки G4 City — 111 800 га. Основная цель — охватить территорию между Алматы и Конаевым. Проект предусматривает строительство до 2050 года. Ожидается, что в будущем здесь будет проживать два миллиона человек. Но и у города Конаева, и у города Алматы проблем хватает и без этого.
Алматы занимает 5-е место среди 100 городов мира с наихудшими экологическими условиями. Состояние здоровья населения вызывает тревогу у медицинского сообщества. Тем не менее правительство не пытается решить эту проблему. В прошлом году «Казгидромет» установил, что концентрация загрязняющих веществ в Алматы в 367 раз превышает допустимую норму. Однако вместо решения этой проблемы планируют строить вплотную еще один город.
Согласно концепции развития G4 City, он будет состоять из четырех районов:
По оценкам, в этих городах будет проживать около 2,2 млн человек. Специалисты опасаются, что проект еще больше ухудшит экологическое состояние Алматы, который в настоящее время и так страдает от загрязнения воздуха.
Арман Хайруллин, эколог:
«Поскольку Алматы окружен горами, движение воздушных масс представляет собой проблему. G4 City планируется вроде далеко от Алматы, но в расчет не берется направление ветра. Например, если ветер будет идти со стороны Конаева, все вредные вещества из промышленного города пойдут на Алматы, что усугубит экологическую ситуацию.
Прежде чем строить город-спутник, мы должны обратить внимание на старые экологические проблемы мегаполиса
Абди Киялбаев, доктор технических наук, профессор:
«Земля между Алматы и Конаевым очень подходит для сельского хозяйства и животноводства, а мы собираемся застроить ее коммуникациями и зданиями. То есть уничтожим плодородные земли и пастбища.
Если город построят и создадут рабочие места, в него в первую очередь устремятся сельские жители, а не алматинцы. То есть мы искусственно ускорим процесс запустения сел
Под вопросом и цель этого города стать финансовым и международным транспортно-логистическим центром.
Банки и обменные пункты находятся в Алматы. Веры в то, что они переедут, мало. Сейчас мы не можем позволить себе строить города и развивать их, куда рентабельней и эффективней бросить силы и средства на развитие сел и сельского хозяйства.
Мы не можем себе позволить построить четыре одинаковых города и развивать их. Вместо строительства еще одного города лучше исправить ошибки, которые превратили Алматы в «большую деревню», и решить все проблемы мегаполиса»
В Европе в города-спутники переносится большая часть производств, а вслед за ними переселяется и определенная часть населения. То есть население увеличивается за счет жителей мегаполиса, но никак ни за счет миграции из других регионов, что скорее всего может произойти у нас.
В мировой практике неудачный опыт строительства городов-спутников превалирует над удачным
Например, семь городов-спутников недалеко от Мадрида, столицы Испании. Однако успешным можно назвать только один — Трес-Кантос. Другими словами требуется много усилий и средств для строительства города-спутника, но нет никакой гарантии, что проект будет успешным. Поэтому возникают сомнения, не целесообразней ли будет вложить средства в развитие городов, которые уже есть вокруг Алматы.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции и публикуются с целью повышения информированности наших читателей
Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…
Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…
Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…
В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…
Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…
Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…