Неоднократные угрозы Дональда Трампа взять под контроль Гренландию тем или иным способом вызвали чувство тревоги во всей Европе, пишет Euronews.
Европейский союз ужесточает свою официальную позицию в отношении угрозы Дональда Трампа взять под контроль Гренландию — при необходимости с применением военной силы — после новых комментариев, которые не оставляют сомнений в серьезности экспансионистских намерений американского президента.
Я думаю, что это произойдет, — сказал Трамп в выходные. — Я не знаю, на что претендует Дания, но было бы очень недружелюбно, если бы они не позволили этому случиться, потому что это защита свободного мира.
Гренландия — полуавтономная территория Королевства Дания, которая считается стратегически важной из-за своего расположения в Северном море и наличия залежей редких металлов. Последствия изменения климата откроют также новые морские пути и возможности для бурения.
В отличие от Дании, остров с населением 56 000 человек не входит в ЕС, но имеет особый статус, обеспечивающий доступ к фондам сообщества и свободу передвижения для гренландцев.
Кроме того, на Гренландию распространяется положение о взаимной обороне, предусмотренное договорами ЕС. Согласно статье 42.7, все государства-члены несут «обязательство по оказанию помощи и содействия», если другое государство-член становится «жертвой вооруженной агрессии на своей территории».
Границы не могут быть передвинуты силой: к кому бы это не относилось, — заявил канцлер Германии Олаф Шольц во вторник после встречи с премьер-министром Дании Метте Фредериксен. Неприкосновенность границ — это основополагающий принцип международного права, — продолжил он, не упоминая Трампа по имени. — Этот принцип должен применяться ко всем.
Европа должна сама определить будущее нашего континента — сказала Фредериксен.
В Брюсселе Андрюс Кубилюс, европейский комиссар по вопросам обороны, высказал свое мнение по этому поводу и заявил: «Мы готовы защищать нашу страну-члена, Данию».
Накануне глава евродипломатии Кайя Каллас предложила ЕС говорить на «языке сделок», чтобы повлиять на принятие решений Трампом, и намекнула, что высказывания президента не следует воспринимать буквально.
Отвечая на вопрос, означает ли «язык сделок» возможность заключения с Вашингтоном соглашения по Гренландии, Каллас провела красную черту: «Нет, мы не ведем переговоров по Гренландии. Мы поддерживаем наше государство-член, Данию, и ее автономный регион».
«Я имел в виду, что мой комментарий был более общим. Это тот язык, на котором, как мы поняли, говорит новая администрация», — сказала Каллас журналистам в понедельник после встречи министров иностранных дел, на которой обсуждались отношения ЕС и США.
«Мы также должны принимать во внимание, в чем наша сила. Мы — экономическая держава. Мы очень тесно связаны с Америкой, — продолжила она. — Это не значит, что кто-то говорит нам, что делать, а мы выполняем. Мы не должны недооценивать свою силу».
«Ужасающий» вызов
Вмешательство представляет собой более решительную позицию по сравнению с первоначальной слабой реакцией, когда Трамп впервые не исключил возможности развертывания американской армии для установления контроля над Гренландией.
«Нам это нужно для национальной безопасности», — заявил Трамп.
Тогда Европейская комиссия говорила о «крайне гипотетических» сценариях и делала общие заявления о важности соблюдения международного права.
Но после того как Трамп и его чиновники усилили угрозы, перспектива американского вторжения становится все более осязаемой для Брюсселя и других европейских столиц.
Чувство тревоги усилилось после того, как появились подробности 45-минутного телефонного разговора между Трампом и Фредериксен, в ходе которого Трамп настаивал на своем желании захватить остров, а Фредериксен ответила, что Гренландия не продается.
NY Times охарактеризовала телефонный разговор как «ледяной» и «агрессивный». Financial Times со ссылкой на источники назвала его «ужасающим».
Правительство Дании оспорило описание разговора, который состоялся за пять дней до инаугурации Трампа.
Разоблачения прочно заняли центральное место в повестке дня ЕС и вызвали новые вопросы о том, как — и сможет ли — блок отразить потенциальное вторжение.
«Европа столкнулась с серьезной ситуацией, с войной на континенте и изменениями в геополитической реальности, — заявила Фредериксен в понедельник. — В такие моменты единство имеет решающее значение».
Тем временем, правительство Дании объявило о выделении 14,6 миллиарда крон (около 2 миллиардов евро) на усиление своего военного присутствия в Арктике и Североатлантическом регионе.
Ожидается, что вопрос о Дании будет стоять на повестке дня переговоров, когда 27 лидеров ЕС соберутся в Брюсселе на следующей неделе на неформальный саммит, посвященный обороне и трансатлантическим отношениям.
Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…
Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…
На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…
В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…
В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…
Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…