Заставочное фото kzaif.kz
Партия «Ак жол» в декабре озаботилась проблемой утечки студенчества из Казахстана и одной из причин назвала единое национальное тестирование.
«Президент К. Токаев на заседании Совета иностранных инвесторов 10 июня 2021 года поручил правительству поддержать инициативу KPMG по запуску программы возвращения в страну казахстанцев, работающих в ведущих международных технологических компаниях. Фракция демпартии «Ак жол» полностью поддержала эту инициативу и 30 декабря 2021 года направила запрос о ходе выполнения поручения президента. Однако нужный ответ так и не был получен. Сейчас «утечка мозгов» становится все большей проблемой для Казахстана. Многие талантливые юноши и девушки, получив образование в зарубежных вузах, находят там же достойную работу и остаются устраивать свою жизнь», — из депутатского запроса, озвученного Ержаном Бейсенбаевым на днях.
Партия утверждает, что только в российских вузах и колледжах обучаются около 70 тысяч казахстанских студентов, что составляет 10% от их общего числа.
Одна из причин этой тенденции в том, что российские вузы принимают казахстанских абитуриентов без сдачи ЕНТ, напрямую; предоставляют им стипендии, общежития, а после учебы предлагают работу и гражданство. Для казахстанских выпускников школ такая модель привлекательна уже тем, что позволяет обходиться без ЕНТ. В последние годы подготовка и сдача ЕНТ стали настоящим стрессом для школьников и их родителей, были случаи, когда абитуриенты, вопреки напряженной многомесячной подготовке, не получившие достойных оценок, шли на суицид,
утверждает «Ак жол».
И предлагает правительству разрешить казахстанским вузам принимать на учебу талантливых абитуриентов, минуя ЕНТ. Заодно просит кабмин рассказать о мерах, принимаемых государством для обеспечения студентов жильем и работой.
Озабоченность депутатов понятна и разумна, но, как выясняется, преувеличена насчет ЕНТ. Во всяком случае именно так считает партнер общественного объединения Adildik Joly, ранее возглавлявший Национальный центр тестирования Дидар Смагулов.
ЕНТ не виновато в утечке мозгов. Предложение заменить ЕНТ, отменить ЕНТ стало уже мейнстримом на грани популизма. Депутаты говорят, что тестирование – большой стресс, но уже давно это не так. С 2021 года оно проводится не один раз, а несколько. У детей есть две попытки, чтобы поступить на грант. То есть вместо стрессовой нагрузки теперь есть свобода выбора – дня, времени и места тестирования. Так что новый формат тестирования уже снял проблемные моменты, на которые сейчас ссылаются депутаты,
считает эксперт.
— Они больше волнуются за талантливую молодежь, у которой должны быть преференции при поступлении?
— Такие инструменты у государства уже есть, и давно. Жалко, что депутаты не знают, как происходит зачисление в университеты. Есть международные признанные олимпиады, где талантливые студенты могут себя реализовать и по итогам олимпиад поступать в вузы без сдачи ЕНТ. Есть конкурсы научных проектов по разным направлениям, которые тоже позволяют зачислять абитуриентов без сдачи ЕНТ. Знание английского языка при наличии сертификатов IELTS и TOEFL, например, позволяет не сдавать этот предмет на ЕНТ, и абитуриенту автоматически начисляются максимальные 40 баллов. Вариантов много на самом деле.
Так что говорить об отмене ЕНТ сейчас некорректно. Тестирование – единственный валидный инструмент оценки знаний, который без человеческого фактора позволяет одинаково справедливо оценивать знания более 150 тысяч детей одномоментно.
Подходы ко всем одинаковые, никому не отдается предпочтение в зависимости от социального статуса или родственной принадлежности. Если же мы вернемся к стандартным экзаменам в вузе, то опять столкнемся с коррупцией, протекционизмом, человеческим факторов
И вот тогда талантливая молодежь действительно окажется за бортом.
Достаточно посмотреть внимательно, кто сейчас получает гранты, как сами дети к этому относятся, ситуация кардинально изменилась за последние 3-4 года. Произошло также ужесточение правил проведения ЕНТ, которые не привели к стрессу, а наоборот – повысили доверие школьников к системе оценивания в системе образования.
— Тогда как остановить утечку студенчества из страны?
— Ее можно остановить лишь, снижая уровень коррупции, как бы банально это ни звучало. Студенты уезжают, потому что не могут себя реализовать – не видят возможностей трудоустройства без связей. Конкурсные процедуры на госслужбу закрыты. Хоть и объявляются публичными, но риски коррупции там все еще есть.
Огромное количество промышленных и инфраструктурных объектов, на которые были потрачены бюджетные миллиарды, не достроено, не запущено, стоят закрытыми. Естественно, никто не хочет жить в такой среде, и студенты бегут из страны
Взять в пример ту же приграничную СКО, там есть село Саумалколь. На примере скандала с недостроенным физкультурно-оздоровительным комплексом могу сказать, что своевременная сдача его в эксплуатацию уже бы решила проблему утечки молодежи этого региона с 2018 года. И таких объектов по стране — недостроенных, незапущенных, на которые потрачены миллион — множество.
Есть проблемы с коммуникациями в регионах, думать населению приходится о выживании, а не о реализации своих амбиций. Как не убегать, тем более молодежи? Вот в этом направлении нужно государству работать, чтобы остановить утечку мозгов.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…