Технологии

Электромобили: что мешает бурному росту рынка в Казахстане?

Отсутствие законодательной базы является основным фактором, сдерживающим рост популярности электромобилей в Казахстане, считают аналитики компании Finprom.

Казахстанцы все активнее отдают предпочтение автомобилям на новых источниках энергии (NEV): по данным на 1 января 2024 года их количество достигло уже 7,7 тыс. — на 13% больше, чем в прошлом году, и в 15 раз больше, чем в 2022-м. При этом доля NEV все еще остается небольшой: всего 0,17% (впрочем, в 2022 году было лишь 0,01%). Наибольшее количество электромобилей зарегистрировано в Алматы: 4,3 тыс. ед.

В струе глобального тренда

Рост популярности электромобилей — глобальный тренд. К примеру, в соседней России на конец 2022 года было зарегистрировано 21,7 тыс. электромобилей, а к концу 2023-го их количество достигло 39,2 тыс., с ростом сразу на 80,6%.

Доля NEV в мире увеличивается с каждым годом: на конец 2022 года показатель составлял 18 млн авто — на 63,6% больше, чем в 2021-м, — а за пять лет мировой парк электромобилей вырос в 9,5 раза. Более 90% этого парка суммарно сосредоточено в Китае, Европе и США, где за пять лет количество электромобилей увеличилось сразу в 11,8, 10,2 и 5,3 раза соответственно.

Продажи электромобилей в мире ожидаемо бьют рекорды: так, за 2022 год было реализовано 10,2 млн таких авто — сразу на 56,9% больше, чем за 2021-й. Доля электромобилей в общем объёме продаж в 2022 году достигла 14%, то есть каждый седьмой проданный автомобиль в мире работает на электрической энергии. Для сравнения: ещё в 2017 году на электромобили в продажах приходился лишь 1 из 100 проданных автомобилей.

В 2023 году продажи электромобилей по всему миру достигли 14 млн, или 18% от всех проданных легковых автомобилей. Из них на один только Китай пришлось 8 млн авто, что составило 30% от всех продаж легковых автомобилей. В ноябре 2023 года в Китае уже было продано 2,9 млн легковых автомобилей, из которых более 1 млн, или 35,1%, составили именно электромобили. Стоит отметить, что 35% мирового рынка автомобилей на электрической энергии занимает китайская BYD.

Следом по объемам продаж электромобилей идут Европа (3,4 млн авто) и США (1,6 млн машин), а на другие страны приходится 0,9 млн проданных электромобилей. Более того, по прогнозам уже в 2026 году на долю электромобилей придется половина всех проданных легковых авто в мире. Немаловажную роль в переходе на автомобили, работающие на электрической энергии, играет государство. Так, в Китае планируют ввести запрет на автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) уже к 2030 году, в Европе и 15 штатах США — к 2035-му.

Кроме того, на переход автолюбителей с автомашин с ДВС на электромобили влияют цены. Так, уже в 2026 году прогнозируется уравнивание стоимости электромобилей и автомобилей с ДВС, на это указывает продолжающийся тренд на снижение цен на электромобили. К примеру, в 2020 году электромобиль в среднем стоил почти 40 тыс. евро, а в 2023-м — уже чуть более 25 тыс. евро. Немаловажно, что расходы на содержание электромобилей в 3,5 раза меньше, а на содержание гибрида — в 2 раза меньше, чем расходы на содержание автомобилей с ДВС.

Непосредственно в Казахстане, по самым скромным прогнозам, к 2035 году количество зарегистрированных электромобилей может превысить 40 тыс. При этом прогноз был сделан в конце 2022 года, и, согласно ему, в 2023-м число электромобилей должно было составить лишь 1,1 тыс. машин, что в 6 раз меньше, чем фактическое количество на сегодня, а отметка в 6 тыс. электромобилей прогнозировалась лишь к 2030 году.

Фактор зарядных станций

Всё это говорит о том, что динамика количества электромобилей в Казахстане соответствует общемировым трендам. Единственное, что мешает бурному росту — недостаточное развитие инфраструктуры для автомобилей на электрической энергии. Так, по последним данным, количество зарядных станций для электромобилей в Казахстане составляет лишь 180 ед., в среднем на одну зарядную станцию приходится 45 авто. Для сравнения: в мире на одну зарядную станцию в среднем приходится 10 электромобилей, в США — 24, в ЕС — 13, а в Китае — лишь 8 авто.

Более того, в Казахстане временно запрещено устанавливать зарядные станции в подземных паркингах: МЧС ссылается на международный опыт тушения пожаров электромобилей из-за литий-ионных аккумуляторов. Также в МЧС отмечают: чтобы снять запрет, необходимо внести изменения в государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства в части установления требований к месту размещения зарядных станций, количеству размещаемых электромобилей и зарядных станций.

Правительство РК в июле текущего года утвердило дорожную карту по созданию необходимой инфраструктуры для электромобилей во всех крупных городах республики к 2029 году. Документ предусматривает нормативные и технические требования в части проектирования и обустройства необходимой инфраструктуры, производства отечественного оборудования для зарядки электромобилей, а также определения потребности в зарядных станциях для электромобилей и мест их установки.

Конфликт интересов

Вопрос правового положения автомобилей на новых источниках энергии и развития электрозарядной инфраструктуры в Казахстане активно обсуждается. Депутат Мажилиса Парламента и руководитель рабочей группы законопроекта по внедрению и популяризации электромобилей Арман Калыков считает, что зарядные станции будут устанавливаться и работать, при этом под землёй необходимо устанавливать только медленные станции, а на поверхности — только быстрые. В то же время очевидно, что без доступных зарядных станций в жилых комплексах и торгово-развлекательных центрах развитие рынка электромобилей будет серьёзно тормозиться, ведь у казахстанцев, живущих в квартирах, просто не будет при таком раскладе доступа к зарядным станциям рядом с домом.

С другой стороны, вопрос обеспечения безопасности в процессе зарядки электромобиля является таким же важным, как и доступность инфраструктуры. Оборудование и программное обеспечение, используемые операторами рынка зарядных станций, должны предусматривать механизмы защиты, которые будут контролировать ключевые параметры, такие как температура, напряжение и процент зарядки батареи, во время зарядной сессии. Поэтому необходимо, чтобы при формировании отраслевых и законодательных норм были установлены прозрачные квалификационные требования к игрокам формирующегося рынка электрозарядных станций.

Для изучения практического опыта использования электрического транспорта были отправлены запросы в другие страны, включая Китай и Турцию.

В январе 2024 года депутаты Мажилиса на пленарном заседании одобрили в первом чтении законодательные поправки по вопросам популяризации экологически чистого транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей. Согласно ему, именно развитие необходимой инфраструктуры позволит ещё больше повысить спрос на «зелёные» автомобили. К примеру, в законопроекте говорится о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», что позволит уже разработать и утвердить правила проектирования, установки и технической эксплуатации электрозарядных станций в жилых зонах.

Стоит отметить, что в России с 2013 года действовал запрет на размещение зарядных электроприборов в подземных паркингах, однако с 1 марта 2022-го вступил в силу новый свод правил по установке зарядных станций в подземных паркингах, который отменил ранее действующий запрет. Новый свод правил впервые допускает хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей на подземных паркингах, а также оборудование машиномест зарядной инфраструктурой. В крытых паркингах размещение зарядного оборудования допускается не ниже 1-го подземного этажа. Подробные требования описаны в «СП 506.1311500.2021 Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности».

Международный опыт

К концу 2024 года в РФ должны создать почти 3 тыс. зарядных станций для электромобилей, а долю электромобилей довести до 15% от общего парка легковых автомобилей к 2030 году. В свою очередь, производство электромобилей в стране должно составить не менее 10% от общего выпуска авто к 2030 году. Всего с 2022-го по 2026 год на реализацию федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» планируется выделить почти 128,5 млрд рублей.

Стоит обратить внимание и на опыт Турции. Правительство этой страны реализовало несколько важных мер, направленных на ускорение внедрения электромобилей и расширение инфраструктуры взимания платы.

В 2019 году Министерство энергетики и природных ресурсов Турции объявило о Национальной политике в области энергетики и горнодобывающей промышленности, в которой поставлена цель, чтобы к 2030 году электромобили и гибридные транспортные средства составляли 30% всех транспортных средств на дорогах страны. Чтобы стимулировать развитие инфраструктуры, правительство выделило 16 млн долл. США в виде прямого финансирования в рамках своего Национального плана действий по энергоэффективности. Интересно, что в исследовании, проведённом в 2021 году кафедрой технологий электрических и гибридных транспортных средств и факультетом электротехники Inonu University (Турция), изучались различные требования, применяемые к электрозарядным станциям разного типа в США, странах Европейского союза и Турции.

Страна также продолжает предоставлять налоговые льготы для покупки электромобилей и освобождение от НДС для зарядных станций. Эти меры создают среду, способствующую росту инфраструктуры. Количество общественных зарядных станций в Турции выросло с 47 в 2019 году до 1,1 тыс. на конец 2022-го. Турецкая ассоциация электромобилей и водорода прогнозировала, что к 2025 году число общественных зарядных станций превысит 10 тыс., но этот рубеж был преодолён уже в 2023-м. Такое экспоненциальное расширение сети общественных зарядных устройств делает электромобили более практичными и снижает обеспокоенность потребителей по поводу доступа к зарядке. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему росту, поскольку всё больше основных потребителей рассматривают возможность перехода на электроэнергию. Для поддержки развёртывания сети зарядных станций Министерство промышленности и технологий в 2022 году выделило 20 млн турецких лир (1,3 млн долл. США) на поддержку 75% инвестиций в зарядные станции. Стоит отметить, что расширение инфраструктуры тесно связано с развитием собственного турецкого бренда электромобилей Togg.

Похожий подход и у Китая, с его крупнейшим рынком электромобилей. В 2023 году 30% продаж новых авто в Китае составили NEV, и эта доля будет постоянно увеличиваться. Растёт и инфраструктура: в стране уже насчитывается 760 тыс. станций быстрой зарядки, 70% из которых расположены в 10 провинциях, и ещё почти 1 млн станций медленной зарядки, 300 тыс. из которых установили лишь в 2022 году. Зарядные станции располагаются повсеместно, в том числе в жилых комплексах, на подземных паркингах бизнес-центров и моллов.

Строят в Китае и целые «электрозарядные полигоны»: например, Shell (ранее известная главным образом как нефтегазовая компания) совместно с BYD построила вблизи аэропорта Шэньчжэнь гигантский комплекс, на котором могут одновременно заряжаться 258 электрокаров. На сегодняшний день это крупнейшая в мире зарядная станция.

К 2030 году Китай планирует довести соотношение электромобилей и зарядных станций до показателя 2 к 1. Китайский рынок зарядных станций для электромобилей усиливается рынком аккумуляторных электромобилей, щедро поддерживаемым со стороны правительства.

В остальном мире также понимают: без масштабной сети зарядок сегмент развиваться не будет. Так, в ЕС планируется к 2030 году построить 17 млн зарядных станций и довести соотношение электромобилей и станций до пропорции 9 к 1. Совет ЕС выпустил новые мандаты, поощряющие использование электромобилей, включая установку к 2026 году устройств быстрой зарядки, которые будут генерировать не менее 150 кВт, на каждых 60 км вдоль трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Между тем основная дорожная сеть, соединяющая крупные городские центры и концентраторы, должна иметь минимальную совокупную выходную мощность 400 кВт, включая зарядную станцию мощностью 150 кВт.

В США планируют увеличить количество зарядных станций к 2026 году до более чем 700 тыс. ед., а количество электромобилей довести до 15 млн. Для этого федеральное правительство США предлагает максимальную налоговую льготу в размере 7,5 тыс. долл. США тем, кто покупает новые электромобили. Зарядные станции также устанавливаются повсеместно, в том числе на многоуровневых паркингах жилых комплексов, торговых и бизнес-центров.

Мировой опыт показывает, что залогом успеха по переходу на транспортные средства на новых источниках энергии является доступность и безопасность электрозарядной инфраструктуры, в том числе в жилых комплексах, общественных местах, крытых и открытых паркингах. Таким образом, Казахстану необходимо ускорить разработку законодательной базы и принятие технических стандартов, сертификации и требований, подобных тем, которые применяются в странах, являющихся мировыми лидерами в области NEV.

Мухтар Абаев

Recent Posts

Токаев прибыл в Кызылординскую область

Касым-Жомарт Токаев прибыл с рабочей поездкой в Кызылординскую область Президент планирует посетить ряд промышленных, инфраструктурных…

15 часов ago

Бывшего главного транспортного прокурора Казахстана экстрадируют из Германии

Бывшего главного транспортного прокурора Казахстана Максата Дуйсенова экстрадируют из Германии. Об этом сообщил заместитель генерального…

15 часов ago

В Астане убит бывший замакима Алматы

В столице Казахстана был убит бывший заместитель акима Алматы Ержан Бабакумаров. Информацию о его гибели…

16 часов ago

В Шымкент вынесен приговор по делу финансовой пирамиды «Nazira Gold»

Расследование проведено Департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Шымкенту, сообщает пресс-служба АФМ. Позиционируя себя компанией…

17 часов ago

Стали известны новые размеры минимальной заработной платы и пенсии

В Сенат поступил принятый Мажилисом закон о республиканском бюджете на 2026-2028 годы. Закон устанавливает с…

18 часов ago

В области Абай прошёл семинар по внедрению цифровых сервисов в работу полиции

В области Абай состоялся обучающий семинар, посвящённый внедрению цифровых сервисов в деятельность правоохранительных органов, сообщает…

1 день ago