Аким Туркестанской области второй месяц подряд входит в топ 3 по негативной тональности.
Аналитическая компания ALEM RESEARCH представила рейтинг акимов областей и городов республиканского значения, составленный на основе мониторинга СМИ и социальных сетей за октябрь 2022.
Результаты мониторингового среза показывают, что в октябре лидером по общему количеству упоминаний в СМИ и соцсетях стал аким Алматы. Как отмечалось ранее, Ерболат Досаев редко выпадает из топ 5. И столь высокий интерес Казнета вполне объясним — высказывания, действия или бездействие акима крупнейшего мегаполиса всегда будут находиться в зоне особого внимания общественности и СМИ. Другими словами, для любого акима Алматы, независимо от персоны, условия в информационном рейтинге можно назвать тепличными.
Однако в октябре Досаев потерял преимущество в виде преобладания позитивной тональности. Два месяца до этого позитивной тональности в публикациях СМИ и соцсетях было больше, чем негативной. Основной негатив ему принесли заявление о возможном сносе БРТ, что вызвало массу критики и обвинение в «мажорстве», и обещание в 2023 году озвучить стоимость будущего ЛРТ.
Ну, с ЛРТ у Казнета сложные отношения (вспомним историю Астаны), поэтому ничего удивительного, что соцсети изливались сарказмом — мол, «чем алматинские чиновники хуже столичных, пусть тоже заработают».
Дархан Сатыбалды стал вторым по общему количеству упоминаний, занимая пост акима Туркестанской области всего второй месяц. Причем по сравнению с его дебютным сентябрем в октябре наблюдался всплеск интереса. Судя по результатам мониторингового среза, активно отработали отдел внутренней политики и пресс-служба акима, достаточно широко и детально освещая через СМИ и соцсети его встречи с населением.
Однако именно на эти подразделения акимата можно возложить и вину за поток негатива. Казалось бы, по сравнению с сентябрем доля негативной тональности упала на 20%, однако значительно повысилось качество негатива.
В сентябре весь негатив в адрес Дархана Сатыбалды в основном был связан с именем прежнего акима региона. То есть его сравнивали с Умирзаком Шукеевым, и в этом сравнении Сатыбалды проигрывал на корню. А вот в октябре просчеты или недоработки его подчиненных значительно повысили градус протестных настроений в области. Впрочем, и с самого акима вину снимать нельзя. Но подробнее об этом чуть ниже.
Третье место по общему количеству упоминаний за Ералы Тугжановым. Аким Актюбинской области остался в поле зрения СМИ и соцсетей после дебюта в сентябре, причем на довольно позитивной ноте. Он стал единственным из лидеров рейтинга, у кого позитивная тональность преобладает над негативной, причем в разы.
В октябре Тугжанов продолжил знакомство с проблемами региона, встречаясь с населением. При этом один из тяжеловесов внутренней политики достаточно скупо раздавал обещания. Зачастую хватало элементарного «будем консультироваться со специалистами и посмотрим, что можно сделать», чтобы население области, судя по комментариям в соцсетях, не то чтобы поверило чиновнику, но как минимум приняло нового главу региона.
Кроме того, именно с приходом Тугжанова началась реализация проекта канализационных очистных сооружений в Актобе. Справедливости ради отмечу, что сам проект разработан уже давненько, но сливки народного воодушевления снял Ералы Тугжанов.
По сравнению с сентябрем средний уровень упоминаний в СМИ и соцсетях вырос, но незначительно, выйдя на традиционный для корпуса акимов уровень. Причем акимы поставили и своеобразный рекорд — выше 1 000 упоминаний набрали сразу 10 персон, что в этом году случалось крайне редко.
Однако в основном всплеск интереса в информационном поле, скорее всего, произошел благодаря президенту. Дело в том, что львиная доля упоминай касалась встреч акимов с населением. И этот пункт деятельности высокопоставленных чиновников освещался активно как в СМИ, так и в соцсетях, но судя по пресс-релизному стилю и идентичности заметок и постов, писали их пресс-службы, не забыв упомянуть, что проходят они «в рамках реализации поручения президента о необходимости встреч с населением». В общем, сложилось впечатление, что не будь поручения, не было бы и встреч.
Но из общего списка, помимо Дархана Сатыбалды, можно выделить и главу Улытауской области. Порядка 20% упоминаний Берік Әбдіғалиұлы набрал за счет довольно неприятной истории. Один из активных блогеров региона оказался с акимом в одном самолете и зафиксировал момент, когда акима у трапа встретил минивэн аэропорта, тогда когда другие пассажиры грузились в автобус, в том числе и женщина в инвалидной коляске. Блогер поднял шум, соцсети повозмущались, причем 50 на 50. Часть комментаторов обвиняла самого блогера в попытке хайпа — слишком уж провокационно он себя вел, снимая акима, явно нарываясь на скандал, которого не случилось. Попытки раздуть этот эпизод некоторыми скандальными СМИ особого резонанса тоже не вызвали.
Ну, и если рассматривать октябрь как соревнование пресс-служб по активности в СМИ и соцсетях, явно проиграл акимат Жетысуской области: примерно шесть упоминаний в день Бейбита Исабаева — это довольно слабый результат по освещению работы акима с населением.
По доле позитивной тональности от общего количества упоминаний октябрь продолжил тренд сентября. Средний уровень подрос еще на три процента, а в топ 10 восемь акимов показали рост. Причем наибольший у Бейбита Исабаева, что вывело его на третье место. А это доказывает, что наименьшее число упоминаний, о чем говорилось выше, не всегда плохо.
Наибольшая потеря в доле позитива на счету акима Абайской области. Скорее всего, за счет жителей областного центра, разочаровавшихся в акиме. Мол, четыре месяца прошло с момента назначения, а в Семее кардинальных изменений не наблюдается. Во всяком случае именно на эту тему вышел материал в СМИ и несколько постов в соцсетях.
А практически бессменным лидером позитивного рейтинга остается аким Шымкента. Областные СМИ Мурата Айтенова не критикуют, а два-три ярых критика в соцсетях погоды в информационном поле не делают.
По сравнению с сентябрем доля негативной тональности снизилась на 2%. И в принципе ничем особым месяц не выделился. Наибольший прирост акима Улытауской области, как я уже писал выше, связан с историей в аэропорту, а плюс пять процентов Досаева — с БРТ и ЛРТ.
Однако доля негатива в отношении Дархана Сатыбалды могла быть значительно ниже, если бы не медвежьи услуги его помощников. Вообще, ситуация с акимом Туркестанской области является ярким примером, что местная власть не готова к переменам, вольно или не вольно провоцируя население на протесты.
Более 80% негатива Сатыбалды набрал всего за два информационных повода. Первый — это перфоманс животноводов региона. Фермеры пришли к акиму за помощью — цены на корма и топливо растут, субсидий нет, да и других проблем в отрасли много. Аким вышел, поговорили. Естественно, никаких решений принято не было, поскольку такие вопросы с кондачка не решаются. Фермеры пообещали прийти через пару дней… и пришли, но на этот раз аким не появился.
Через пять часов ожидания люди встали на колени и, простирая руки в сторону здания акимата, скандировали: «Дархан ел! Хан, кел!» Сразу вмешалась полиция и участников перфоманса начали вязать. При этом, по утверждению автора поста на ФБ, только один человек в погонах предъявил удостоверение отдела «по борьбе с экстремизмом». А это дало повод обвинить акима в использовании «старых» методов вместо диалога. «Новый Казахстан — это когда людей, которые обращаются к власти за помощью судят за «экстремизм», — заявили комментаторы.
Второй повод к негативу дала одна из встреч акима с населением. В Казнете появилось видео, на котором сотрудники акимата тихонечко отзывают человека из первого ряда и выводят его из зала, где аким вещает с трибуны. Автор поста утверждает, что герой сюжета спокойно ждал окончания выступления акима, чтобы задать ему пару вопросов. А вывели его, потому что свои вопросы он «не согласовал заранее с помощниками Сатыбалды».
В общем, пламя в соцсетях разгорелось мгновенно, вплоть до требований отставки акима. А деструктивная часть Казнета, представленная в основном ботами и фейковыми аккаунтами, попыталась использовать ситуацию для раскачки. Во всяком случае население не только области, но и всей страны призывали к массовым митингам — мол, «такая власть нам не нужна, пусть все кет».
А ведь в обоих случаях подобной конфронтации можно было избежать. С фермерами договориться о создании инициативной группы и назначить ответственных от акимата для выработки вариантов решения проблем. Тем более, что животноводы собственно и просили создать подобную структуру при акимате. А на встрече с населением просто позволить задать вопросы, ведь именно для этого встречи и проводятся, а не для галочки и отчетов перед президентом.
В ALEM RESEARCH подчеркивают, что рейтинг составлен исключительно на основе мониторинга СМИ и социальных сетей и не может быть напрямую использован для оценки работы и эффективности высокопоставленных чиновников. Поэтому компания не несет ответственности за любые интерпретации и домыслы, связанные с этим исследованием, которые могут появиться в СМИ или социальных сетях.
Интернет-гигант Amazon представил проект по строительству своей первой атомной электростанции. Компания планирует самостоятельно обеспечивать энергией…
В Нинбо (КНР) завершился турнир категории WTA 500 Ningbo Open. В решающем матче сыграли первая…
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…