Экономика

Что мешает адекватному кредитованию бизнеса в Казахстане — исследование

В последнем Послании Главы государства отмечалось, что кредитование реального сектора в Казахстане по-прежнему находится не на должном уровне и это негативным образом сказывается на деловой активности в стране, устойчивости и поступательном росте экономики. Мы поддерживаем это заявление и также считаем, что крайне низкий уровень кредитования бизнеса представляет собой серьезное препятствие на пути успешного развития экономики Казахстана, говорится в исследовании Аналитического центра Halyk Finance.

В Казахстане объемы кредитования бизнеса по отношению к ВВП последовательно снижаются начиная с финансового кризиса 2008–2009 годов. С того времени власти не раз выражали озабоченность касательно такой негативной тенденции и предпринимали ряд соответствующих мер, однако они не давали ощутимого результата. По нашему мнению, до последнего времени ответственные государственные органы давали не совсем точную оценку причин низкого уровня кредитования бизнеса.

В последние 3–4 года в стратегических государственных документах уже относительно верно оцениваются факторы, негативно влияющие на уровень кредитования бизнеса в Казахстане. В то же время фактические государственные меры, применяемые на данный момент, остаются такими же, не меняясь на протяжении последних 10–15 лет. 

В этой публикации мы хотели провести анализ того, что мешает росту кредитования бизнеса в Казахстане, и того, что нужно предпринять, чтобы переломить данный негативный тренд. 

Очень низкий уровень кредитования

По сравнению с другими странами в Казахстане наблюдается крайне низкий уровень кредитования бизнеса со стороны банковской системы.

Корпоративный сектор кредитования в некоторых странах на конец 2023 года, % к ВВП
 
Источник: Банк международных расчетов, НБК 

Примечание: Корпоративные кредиты включают в себя кредиты государственным и негосударственным корпорациям из различных источников, включая БВУ. Для Казахстана корпоративные кредиты включают кредиты, предоставленные БВУ и АО «Банк Развития Казахстана», прочими субъектами квазигосударственного сектора и микрофинансовыми организациями.

Если рассмотреть динамику роста кредитования бизнеса в Казахстане по годам, то можно отметить, что по отношению к ВВП рост кредитования бизнеса происходил только до финансового кризиса 2008–2009 годов.

Корпоративный ссудный портфель банковского сектора, трлн тенге и доля к ВВП, % (2008–2023 гг.)

Источник: финансовая отчетность БРК, НБК

 В результате кризиса весьма значительная часть кредитов бизнесу в Казахстане стала проблемной (невозвратной). Однако списание этих невозвратных кредитов проходило в два этапа.

Часть проблемных кредитов, образовавшихся в результате кризиса 2008–2009, была списана во время и сразу после кризиса, однако большая часть этих проблемных кредитов сохранялась в портфелях банков и была списана лишь в 2017-2019 годах благодаря «Программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора», утвержденной в 2017 году. 

Если бы проблемные кредиты банковской системы были списаны в соответствии с лучшей международной практикой сразу после кризиса, то отношение кредитов к ВВП показало бы еще более резкое падение в 2008–2010 годах, а затем проявилась бы стагнация кредитования бизнеса в Казахстане в виде горизонтальной линии с небольшим снижением.

Номинальный рост кредитов бизнесу в 2021–2023 годах был ниже номинального роста ВВП, в результате чего отношение кредитов к ВВП продолжало снижаться в этот период. 

Также можно отметить высокую концентрацию кредитования бизнеса в банковской системе, что также снижает уровень конкуренции на данном рынке.

Банки-лидеры корпоративного кредитования на конец 2023 года

Источник: НБК

Государственные меры на практике отличаются от стратегических планов

В предыдущем разделе видно, каким низким является уровень кредитования бизнеса в Казахстане по сравнению с другими странами, что представляет собой серьезное препятствие для успешного развития экономики Казахстана. По нашему мнению, только в последние 3–4 года власти начали более точно описывать причины, которые привели к данной ситуации.

Однако на практике меры, которые предпринимаются для роста кредитования реального сектора экономики, во многом остаются без изменений, а некоторые из них противоречат фундаментальным причинам низкого уровня кредитования бизнеса в Казахстане. В качестве примера приведем текущее исполнение «Национального плана развития РК до 2029 года» (НПР 2029), который был утвержден 30 июля этого года. 

По нашему мнению, в НПР 2029 верно определены причины низкой степени участия банков в кредитовании реального сектора экономики: низкая диверсификация (высокая нестабильность) экономики, высокая инфляция, рыночные искажения от государственной поддержки, краткосрочная база фондирования банков, дефицит качественных корпоративных заемщиков, слабый уровень прозрачности и практики ведения бизнеса, в особенности в сегменте малого бизнеса.

Из перечисленных факторов, негативно влияющих на уровень кредитования бизнеса в Казахстане, в НПР 2029 мы хотели бы выделить следующие два: (1) высокую инфляцию и (2) рыночные искажения от государственной поддержки. В то время как НПР 2029 содержит разумные планы о том, как улучшить ситуацию, на практике происходит прямо противоположное.

Высокая инфляция приводит к высоким процентам ставкам

Ключевой проблемой низкого уровня кредитования бизнеса в Казахстане являются высокие рыночные процентные ставки на кредиты и облигации. В свою очередь, процентные ставки напрямую зависят от уровня инфляции, а она в стране почти постоянно высокая и нестабильная, особенно на протяжении последних двух лет. В НПР 2029 по поводу борьбы с высокой и нестабильной инфляцией в Казахстане отмечается следующее: 

«Одним из приоритетов в реализации макроэкономической политики станут неукоснительное следование контрцикличным бюджетным правилам и поддержание устойчивости бюджетных параметров. Это будет способствовать обеспечению сбалансированности государственных финансов, снижению ненефтяного дефицита, обеспечению сохранности и накоплению активов Нацфонда, а также в целом координации фискальной политики с монетарной, что позволит снизить инфляционное давление… 

…Немаловажным аспектом обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов и повышения фискальной дисциплины станет включение целевых трансфертов из Нацфонда в периметр бюджетного правила, что снизит дискретность (непоследовательность и произвольность -автор) в проведении ответственной налогово-бюджетной политики».

Таким образом, проблема описана очень точно, а меры определены правильные. Однако на практике эти меры пока не применяются несмотря на то, что НПР 2029 утвержден Указом Президента. 

Например, в конце августа правительство утвердило проект республиканского бюджета на 2025 год. В нем «гарантированный трансферт» остался на приемлемом уровне в Т2 трлн (как и в 2024 году), однако «целевой трансферт», что противоречит контрцикличной политике, был, наоборот, в два раза увеличен до Т3,25 трлн (Т1,6 трлн в 2024).

В результате, если план по общей сумме трансфертов из Нацфонда в бюджет в 2024 году составляет Т3,6 трлн, то в 2025 году эта сумма вырастет до Т5,25 трлн.

Такое непоследовательное и произвольное увеличение целевого трансферта при благоприятных ценах на нефть является примером процикличной бюджетной политики, что без сомнений будет поддерживать инфляцию и процентные ставки на высоком уровне.

Продолжаются рыночные искажения от государственной поддержки

Что касается «рыночных искажений от государственной поддержки», то в НПР 2029 отмечается следующее:

«Усиление роли государства в прямом финансировании экономики по льготным ставкам, с которыми участники финансового рынка не могут конкурировать, ограничивает рост кредитования частными финансовыми институтами на рыночных условиях. Это существенно влияет на развитие финансового сектора, в том числе ограничивает возможности расширения финансирования экономики через банковское кредитование и рынок капитала на рыночных условиях… 

…Для устранения рыночных искажений необходимо обеспечить смещение акцента с прямого финансирования от государственных институтов развития на финансирование через частные финансовые институты (банки, микрофинансовые организации, лизинговые компании)… 

…Также решением вопроса стимулирования кредитования является развитие здоровой бизнес-среды, которая предполагает не только создание и поддержание благоприятных условий для эффективного ведения бизнеса, но и жесткую рыночную дисциплину в отношении нездоровых и несостоятельных компаний».

Здесь снова правильно описана и проблема, и необходимые меры. Но на практике нет конкретных планов по прекращению государственного кредитования экономики по льготным ставкам.

Более того, текущие планы содержат дальнейшее расширение такой практики, что будет продолжать негативно влиять на рост рыночного кредитования бизнеса в Казахстане.

Причины низкого уровня кредитования бизнеса в Казахстане

Хотя в НПР 2029 достаточно хорошо описаны причины, препятствующие росту уровня кредитования бизнеса в Казахстане, мы систематизировали их и дали более подробные рекомендации: 

  1. Высокие процентные ставки на кредиты бизнесу (базовая ставка + премия за кредитный риск)
    a)    Высокая базовая ставка (инфляция + реальная ставка) из-за процикличной бюджетной политики правительства
    i)    Стабильно высокая инфляция из-за процикличной бюджетной политики
    ii)    Стабильно высокая реальная процентная ставка (базовая ставка минус инфляция) из-за процикличной бюджетной политики
    b)    Высокие кредитные риски бизнес-заемщиков в Казахстане
    c)    Высокие кредитные риски в экономике в целом
  2. Недобросовестная конкуренция со стороны государства в виде льготного кредитования
  3. Искаженная роль финансовых институтов развития, входящих в НУХ «Байтерек»
  4. Слабое развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане
  5. Неразвитость рынка корпоративных облигаций, лизинга, факторинга, микрокредитования и других кредитных инструментов для бизнеса.

Подробнее о следствиях причин и рекомендации экспертов в полной версии исследования.

Мухтар Абаев

Recent Posts

В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина

Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…

1 день ago

Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии

Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…

1 день ago

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…

2 дня ago

Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот

В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…

2 дня ago

Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)

В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…

2 дня ago

Xiaomi запускает Redmi 15C: Элегантный дизайн. Полное визуальное погружение. Энергия на весь день

Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…

2 дня ago