Скандал с запретом мультфильма «Базз Лайтер» стал одним из самых громких событий последних месяцев, поляризировав казахстанское общество немногим меньше, чем вопрос российско-украинской войны. Станет ли победа консервативного сообщества первой в цепи перемен, которые изменят наше общество, сделав его прискорбно похожим на то, что сформировано в соседнем государстве?
Показательно, что к эпизоду с запретом трудно даже подобрать формальные дефиниции. Никакого официального «запрета», как, например, с одиозной короткометражкой «Невинность мусульман», не принималось. Не было экспертиз и контрольных просмотров официальной комиссией, как с «Красавицей и чудовищем». Фильму не отказали в выдаче прокатного удостоверения, как случилось с известным «Боратом». Его даже не изъяли из проката методом телефонного права. Верхне-низовой министр Абаев прямо дал понять, что неким образом повлиял на решение зависимой от него компании «Меломан», почему-то не решившейся отказать высокопоставленному чиновнику, чье ведомство выдает эти самые разрешения.
Таким образом, инцидент оказался в сером юридическом поле, где не действуют никакие внятные правила, кроме права силы.
Силы в данном случае предполагаемой. Скорее способностью производить впечатление и выдавать свою реакцию за «глас народа» — самую мифологизированную инстанцию, на которую ссылаются политические деятели любых взглядов, официальные лица, лидеры мнений, интеллектуалы и рядовые обыватели.
Бюрократы, которые пошли на поводу у самого известного отечественного дрэг-квин, ставшего ныне религиозным пуританином и ревнителем исконно-посконных устоев, в данном случае испугались не его популярности и не были впечатлены аргументами уровня «завтра ваши дети станут геями».
Они не захотели гипотетических неприятностей с молчаливым консервативным большинством, в существование которого их заставляют иногда верить собственные предрассудки.
Аналогично было с другим, самым шумным и показательным случаем гомо-истерики в нашей стране. Ровно восемь лет назад грянул кафкианский совершенно процесс по поводу постера, рекламировавшего алматинский гей-клуб на пересечении улиц Пушкина и Курмангазы. Картина представляла собой собственно поцелуй солнца русской поэзии и выдающего казахского композитора.
Оскорбленными до глубины души себя почувствовали многие казахстанцы, медийную шумиху раскрутил главным образом потомок композитора, известный пиар-менеджер, но подали в суд на рекламное агентство и главными потерпевшими почему-то стали студенты и преподаватели консерватории имени великого музыканта.
Столь же велики оказались их исковые аппетиты, охотно одобренные судом – 34 миллиона тенге, выплатить которые ответчики не смогли и были вынуждены объявить о банкротстве.
Расправа над не в меру либеральными креаклами стала одним из самых причудливых правовых парадоксов в отечественном судопроизводстве (которому в дефиците экзотики и без того не откажешь) и, пожалуй, самым ярким свидетельством готовности государства заигрывать с духоскрепной «повесточкой». Все прочие инциденты подобного рода (отмена концертов кей-поп группы, чей имидж возбудил жителей некоторых регионов; закрытие клуба, принадлежащего инста-диве Байзаковой, потому что в нем был конкурс на раздевание) носили чисто реактивный характер. Те случаи, когда легче выполнить требование, чем разъяснять закон или вникать в тонкости скабрезной истории.
Запретительный демарш по триггерному ЛГБТ-вопросу на пятом месяце строительства «Нового Казахстана» и при отчетливом тренде на дистанцирование от российского политического уклада (в котором борьба с «содомитами» стала одной из главных программных ценностей) вызывают логичные вопросы и опасения. Виновник торжества — некогда популярный артист, теперь делающий карьеру отечественного «Милонова», прямо призывает руководство страны брать пример с северного соседа, где уже много лет действует запрет на «пропаганду среди несовершеннолетних», а прямо сейчас обсуждается более жесткая и абсурдная версия гомонегативистского закона.
Трудно представить, чтобы власти решились копировать эту практику в текущей политической обстановке, но уступив в очередной раз давлению крикливого сообщества (активистское ядро которого намного ниже числа пресловутых гомосексуалов), они сами же себе усложнили жизнь. Активисты консервативных убеждений имеют все основания считать, что если им удалось в недавнем прошлом отбить принятие закона о домашнем насилии, удачно парировать попытки ввести секс-просвет в школах и без особого труда получать антивакцинаторские привилегии, то и прочие победы не за горами, а некоторые высокопоставленные лица быть может вполне искренне сочувствуют их взглядам.
Вместе с прочими упомянутыми случаями выстраивается вполне убедительная линейка реальных достижений, которыми не могут похвастаться другие политические сообщества, чьи участники получают лишь отписки, отказы в проведении акций и регистрации партий, а также аресты и тюремные сроки. На фоне злоключений традиционной оппозиции лоялистская деятельность уятменов производит впечатление безопасной, комфортной и добивающейся ощутимых результатов. Которых никогда не бывает много. Очень скоро министр Абаев узнает, что ситуация с невинным мультиком была лишь началом его отношений с назойливыми согражданами.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…