Военные конфликты в Центральной Азии незаметно нарастают. За прошедшие 30 лет по региону словно прошли трещины до того невидимых противоречий: спорные территории, неравномерный раздел водных ресурсов, этнические конфликты… И азпадные эксперты убеждены: внешние игроки будут использовать именно эти факторы, чтобы расколоть Центральную Азию.
Свое видение ситуации изложил Брюс Панние, политический обозреватель, специализирующийся на постсоветской Центральной Азии. Дословно:
Кыргызстан и Таджикистан, скорее всего, являются самыми зависимыми от России странами Центральной Азии (ЦА). Примерно 1,1 млн кыргызов и 1,6 млн таджиков работали за пределами своих стран в 2021 году, большая часть из них — в России. Всемирный банк сообщает, в этот период денежные переводы из-за рубежа в Кыргызстан и Таджикистан составили 33% и 34% их ВВП. Россия имеет военные базы в обеих странах, что особенно важно для Таджикистана, имеющего общую границу с Афганистаном, а также поставляет им оружие. Обе страны входят в состав ОДКБ, в которой лидирует Россия.
На кыргызско-таджикской границе напряжение копится и прорывается годами. Грубо говоря, по всей 600-мильной протяженности граница не демаркирована, в связи с чем возникают споры за землю и воду, а местные конфликты переходят к открытым боестолкновениям, как в апреле 2021 года, когда погибли 54 человека, и в сентябре 2022 года, когда жертвами стали 134 человека.
Россия и ОДКБ призвали стороны конфликта к мирному урегулированию, но мало что сделали для этого практически. Через шесть месяцев после первого вооруженного конфликта, то есть в октябре 2021 года, глава ГКНБ Камчыбек Ташиев объявил о прибытии в Кыргызстан из ОАЭ 40 броневиков и первых боевых дронов турецкого производства.
В апреле 2021 года армия Таджикистана перешла границу с Кыргызстаном на нескольких участках. Большинство жертв, а также сожженных зданий и строений пришлось на кыргызскую территорию. Во время конфликта, длившегося с 14 по 17 сентября 2022 года, таджикские войска снова зашли на территорию Кыргызстана и оккупировали несколько поселений. Тогда и случилось первое боевое применение дронов в Центральной Азии – Кыргызстан ввел в бой турецкие машины.
16 мая 2022 года главнокомандующий вооруженными силами Ирана, генерал Мохаммад Багери посетил Душанбе, где встретился с министром обороны Таджикистана Шерали Мирзо. В ходе встречи они открыли фабрику по производству боевых дронов иранской системы «Абабиль-2». Упоминаний о применении этих дронов Таджикистаном в сентябре нет, но в октябре были сообщения, что в планах приобретение иранских дронов.
С сентября оба государства продолжают обвинять друг друга в стягивании войск и техники к границе. Их правительства не общаются, и все выглядит, словно обе страны двигаются в сторону очередного столкновения. И если это случится, боевые дроны снова сыграют свою весомую роль в военных действиях.
Некоторые жители Кыргызстана убеждены, что Россия безмолвно поддерживает Таджикистан. После первого конфликта президент Таджикистана был в Москве на праздновании 9 мая, но Кыргызстан расценил этот визит именно как поддержку Россией Таджикистана. Это мнение укрепилось, когда Путин наградил Рахмона орденом за заслуги в обеспечении региональной безопасности.
Китай, пользующийся колоссальным влиянием в обеих странах, воздержался от любых проявлений своего отношения к конфликтам.
В сентябре решительное слово сказала Организация тюркских государств – «поддерживает попытки Кыргызской республики».
Правительства Казахстана и Узбекистана персональные заявления с поддержкой Кыргызстана не озвучивали, но считается, что за всех ответила Организация тюркских государств. Этот факт важен, потому что в конечном итоге Таджикистан обратился за помощью к Ирану, с которым его роднит персидская история.
После распада СССР Иран уделял внимание Таджикистану больше, чем другим государствам в Центральной Азии. Обе страны пытались создать региональное телевидение на фарси, которое должно было охватить вещанием афганцев, говорящих на дари, чей язык близок к фарси и таджикскому. Эта попытка создать панперсидскую сеть мягкой силы ни к чему не привела. Иран построил стратегический транспортный тоннель на Анзорском перевале и помог построить ГЭС Сангтуда-2 на реке Вахш в Таджикистане.
Деятельность Ирана в Таджикистане привлекла внимание Саудовской Аравии — старого соперника Ирана. В мае 2017 года руководство этой страны выделило Таджикистану 200 миллионов долларов США на строительство парламента – больше, чем Саудовская Аравия вложила в Кыргызстан. В августе 2017 года руководство Таджикистана вдруг стало обвинять Иран в том, что он стоял за ликвидацией ряда персон во время таджикской гражданской войны 1992-1997 гг. А до этого, в 2015 году, таджикское правительство объявило Партию исламского возрождения Таджикистана, своего противника в войне 1992-1997 гг., экстремисткой организацией, но Иран продолжал приглашать лидеров этой партии на различные конференции.
Визит генерала Багери в Таджикистан в мае 2022 года и открытие фабрики по производству ударных дронов показали, что отношения двух стран улучшились. И не только потому, что Таджикистану нужны иранские дроны, но и потому, что подъем Талибана в Афганистане невыгоден ни Таджикистану, ни Ирану.
Дроны появились не только у Таджикистана и Кыргызстана. В мае 2022 года Турция и Казахстан договорились производить дроны «Анка» на территории Казахстана. Все страны постсоветской Центральной Азии ищут источники вооружения – Ближний Восток, Китай и Европа.
Страны региона сегодня активно ищут новые транспортные пути в обход России, многие альтернативные маршруты пролегают через Иран и Таджикистан, а также занимаются поисками новых партнеров для торговли и инвестиций – например в арабском мире.
Россия доминировала в Центральной Азии, начиная с 19 века. За последние 25 лет в этом регионе весьма укрепился Китай. Страны, которые приходят в регион на фоне уменьшения влияния Кремля, в основном представляют исламский мир. И у них есть свои враги и свои конкурирующие интересы в той же Центральной Азии. При этом, как показывает ситуация с Кыргызстаном, Таджикистаном и странами, им помогающими, эти самые помощники меньше, чем Россия и Китай, озабочены вопросами региональной безопасности.
Автор: Брюс Панние, политический обозреватель, специализирующийся на постсоветской Центральной Азии.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…