Обзор иноСМИ

ЦА в центре логистических интересов глобальной торговли

Корпорация RAND, в лице своего аналитика по обороне, капитана запаса Армии США, Хантера Столла, рассуждает о Срединном Коридоре, транспортном маршруте, актуальность которого для Казахстана возросла с началом военной кампании России против Украины

Срединный Коридор: Ренессанс в глобальной торговле

С ростом количества атак хуситов в Красном море и многочисленных международных санкций против России, самые популярные глобальные маршруты судоходства становятся все более ненадежными. Некоторые компании вообще избегают маршрута через Суэц, предпочитая ходить через мыс Доброй Надежды в Южной Африке. В России ж.д. транзит грузов на западном направлении резко упал с началом полномасштабного вторжения в Украину. Менее известный маршрут, Срединный Коридор, может оказаться жизнеспособной альтернативой для международных рынков.

Красное море и Суэцкий канал являются важными узловыми пунктами для международного судоходства и торговли. По оценкам, до 15 процентов мировой торговли проходит через Суэцкий канал, а также до 30 процентов мировых объемов контейнерных перевозок. С ноября хуситы совершили почти 60 атак на торговые и военные суда в Красном море и Аденском заливе. Несмотря на продолжающиеся атаки, судоходные компании все еще работают по этому маршруту. Однако многие из этих компаний вводят дополнительные сборы, включая экстренные доплаты, которые могут составлять тысячи долларов за контейнер, чтобы компенсировать опасности судам и экипажам.

Другие компании предпринимают шаги для полного избегания маршрута через Суэц, даже если это приводит к большему времени транзита и более высоким затратам. Аналитики оценивают, что около 90 процентов обычной грузоподъемности контейнеров, проходящих через Красное море и Суэцкий канал, были перенаправлены, чтобы огибать мыс Доброй Надежды в Южной Африке. Отправления из Восточной Азии в Европу теперь могут занимать до 10 дополнительных дней транзитного времени. Некоторые компании даже прибегают к воздушной перевозке в качестве способа доставки своего груза. Хотя этот метод значительно сокращает время транзита и является намного безопаснее, стоимость воздушной перевозки может быть в 15 раз дороже, чем традиционный морской маршрут через Суэц.

Санкции против России и растущее нежелание использовать Северный Коридор привели к существенному снижению объемов перевозок по этому маршруту. В течение 2023 года западные объемы перевозок снизились на 51 процент по маршруту Северного Коридора по сравнению с предыдущим годом. Срединный Коридор может предложить более безопасную, короткую и доступную альтернативу обоим маршрутам.

Что такое Срединный Коридор?

Срединный Коридор, также известный как Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТКМТ), является торговым маршрутом от Черного моря и Кавказа до Центральноазиатской степи. Это — важная артерия, соединяющая рынки Китая, Восточной Азии и Европы. Срединный Коридор является самым коротким маршрутом между западным Китаем и Европой по сравнению с Северным Коридором через Россию и морскими путями через Суэц.

Срединный Коридор примерно следует по маршруту древнего Шелкового пути. В то время как исторический торговый путь проходил к югу от Каспийского моря и через Персию (современный Иран), Срединный Коридор обходит Иран, используя порты в Казахстане и Туркменистане для транспортировки грузов через Каспийское море в Азербайджан. Оттуда грузы направляются в Европу через грузовые порты Грузии или через территорию Турции.

Срединный Коридор представляет собой не единый транспортный маршрут, а скорее сеть взаимосвязанных дорожных, железнодорожных и морских маршрутов. Ряд инфраструктурных проектов за последние три десятилетия помогли модернизировать Срединный Коридор и сократить время транзита для судоходства. Помимо массовых инвестиций в рамках Инициативы пояса и пути Китая, Европейский союз также вложил значительные суммы в Срединный Коридор. В начале этого года европейские и международные финансовые учреждения обещали инвестировать примерно 10,8 миллиарда долларов в развитие ТКМТ в Центральной Азии. Возрожденный интерес Европейского союза к маршруту был спровоцирован полномасштабным вторжением России в Украину, поскольку Европейский союз стремится сократить свою зависимость от Северного Коридора России для торговли с Восточной Азией.

Страны Евразии, составляющие Срединный Коридор, вложили значительное время и ресурсы в улучшение существующей инфраструктуры. В конце 2022 года министры иностранных дел и транспорта Казахстана, Грузии, Азербайджана и Турции собрались для выработки способов ускорения развития по маршруту и расширения грузопотока. Министры объявили о пятилетнем плане, в значительной степени сосредоточенном на модернизации железных дорог, ожидаемо удвоившем железнодорожную мощность после завершения. К 2027 году страны планируют иметь пропускную способность в 10 миллионов тонн в год и время транзита в 14–18 дней.

Относительные преимущества Срединного Коридора

По сравнению с маршрутом через Красное море, Срединный Коридор предлагает ряд преимуществ для международной торговли. Прежде всего, относительная безопасность грузов, движущихся по этому маршруту. Более того, огромным преимуществом Срединного Коридора является его потенциал значительного сокращения времени транзита. Проектируемые 14–18 дней транзитного времени, по сравнению с 19-дневным путешествием через Россию или 22–37 днями путешествия по южным морским маршрутам, делают Срединный Коридор привлекательной альтернативой для коммерческой доставки.

В начале 2023 года грузы, транспортированные через Срединный Коридор, составили более 1 миллиона тонн, что почти на 65 процентов превышает предыдущий период 2022 года. Хотя пропускная способность составляет лишь часть того, что наблюдается на Суэце, сокращение общего количества дней времени транзита может убедить торговые компании направить часть своих грузов по этому маршруту.

Помимо повышения безопасности и сокращения времени транзита, использование Срединного Коридора может способствовать улучшению экономических возможностей во всей Центральной Азии, где трудовая миграция является общей темой. Даже после полномасштабного вторжения России в Украину, свыше миллиона трудовых мигрантов из Центральной Азии переехали в Россию. Центральноазиатские государства, такие как Узбекистан, ищут способы диверсификации направлений трудовой миграции. Новые инвестиции от Европейского союза и различных международных институтов могут предложить способ для циркуляции трудовой миграции по всей Центральной Азии и Кавказу, поощряя большее межстрановое сотрудничество по всему маршруту.

Кроме увеличения экономических возможностей, увеличение объемов перевозок по Среднему Коридору повысит доходы от связанных с перевозками транзитных сборов. В 2021 году Египет заработал 6,3 миллиарда долларов на транзитных сборах с грузовых судов, проходящих через Суэц. Эти рекордные цифры были достигнуты, несмотря на пандемию коронавируса и шестидневную блокаду канала грузовым судном Ever Given. Хотя объем, проходящий через Суэц, в разы превышает ожидаемую пропускную способность Срединного Коридора, увеличение объема по Срединному Коридору обеспечило бы стабильный поток доходов для всех стран, участвующих в проекте.

Текущие проблемы

В настоящее время Срединный Коридор может гордиться тем, что у него относительно мало точек трения и конфликтов по его маршруту. Самая крупная точка трения — война на Украине и возможный охват войной всего региона Черного моря- может быть смягчена за счет использования турецкого сухопутного маршрута из Кавказа. Однако, что же случится с привлекательностью и доступностью Среднего Коридора, если региональный конфликт, такой, как армяно-азербайджанский, нарушит торговлю? Если Россия передислоцирует свой Черноморский флот и расположит его вдоль берегов Абхазии, т.е. западного побережья Грузии, будут ли инвесторы и судоходные магнаты избегать использования этого маршрута из-за опасений по поводу возможного расширения театра военных действий на весь черноморский регион?

Это возможно, но в части рисков для судоходных компаний, это не обязательно приведет к немедленному отказу от Срединного Коридора. Это может стимулировать переоценку стратегий управления рисками, которые позволят перенаправить часть трафика по маршруту Срединного Коридора с целью отработки возможностей увеличения объема перевозок в долгосрочной перспективе.

Вторая проблема заключается в конкуренции с существующими морскими маршрутами. Даже при постоянной угрозе со стороны хуситов и различных пиратских групп, действующих в Красном море, эти морские маршруты задавали тон в коммерческом судоходстве. В 2021 году через канал прошло почти 1,3 миллиарда тонн грузов, многократно подтверждая предпочтительность этих морских путей в современном судоходстве. И даже если компании предпочтут избегать Суэцкого канала и добираться до южной оконечности Африки, это может быть более привычная альтернатива, чем проходка через Срединный Коридор. Привычность, совместно с хорошо функционирующей инфраструктурой, закрепляет доминирование существующих морских маршрутов несмотря на их врожденные проблемы.

Возрождение Срединного Коридора

Хотя Срединный Коридор предлагает надежду, его развитие в сторону превращения в стратегическую альтернативу существующим торговым маршрутам будет сопровождаться серьезными препятствиями. Проблемы безопасности, потребности в развитии инфраструктуры и укорененные понятия о том, что такое рыночные отношения, выступают как барьеры для широкого принятия и успешности Срединного Коридора.

Хотя Срединный Коридор воплощает в себе видение потенциала трансформации в области мировой торговли и коммерции, его реализация зависит от решения этих проблем. Однако при условии новых инвестиций и кооперативных усилий, Срединный Коридор может преодолеть свои текущие ограничения и стать одним из ключевых элементов торговой взаимосвязанности XXI века в евразийском пространстве и за его пределами.

Даурен Жумабаев

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

2 дня ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

2 дня ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

2 дня ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

2 дня ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

2 дня ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

2 дня ago