С инициативой рассчитываться за долги нерадивых родителей из средств бюджета предложили депутаты Народной партии Казахстана. Встает вопрос: а что дороже — достойная жизнь брошенных детей или социальная несправедливость по отношению к добросовестным налогоплательщикам?
По данным депутатов, алиментщики задолжали своим детям 12,8 млрд тенге. По разным данным, в Казахстане таких должников более 200 тысяч, из них 10% матери-кукушки. Выстроен механизм взыскания алиментов, вплоть до ограничительных мер — от запрета на выезд из страны до привлечения к уголовной ответственности. Но долги только растут. А поскольку дела о взыскании алиментов частным судоисполнителям оплачивает государство, они неохотно занимаются поисками должников и работой по погашению ими задолженности.
Несколько лет назад НПК уже предлагала государству создать по примеру разных стран государственный алиментный фонд, который бы значительно упростил жизнь родителям, на чьем попечении остались дети. И вот уже в VIII созыве снова «народные» вышли со старой инициативой.
В Народную партию Казахстана обращаются множество женщин, которые не могут взыскать с бывших мужей алименты в пользу их общих детей. Неплательщики прибегают к разным уловкам: скрываются, меняют работу, занижают свои реальные доходы, меняют место жительства.
Законодательная норма, обязывающая лицо, уплачивающее алименты, сообщать судоисполнителю и получателю алиментов о перемене места работы или жительства, а также о наличии дополнительного заработка или иного дохода, исполняется ненадлежащим образом.
Мы настаиваем на создании Государственного алиментного фонда по опыту зарубежных стран. Это была бы государственная помощь, созданная для ребенка. В Казахстане тоже есть опыт создания фонда, в 2018 году был принят закон «О Фонде компенсации потерпевшим,
говорится в запросе фракции НПК премьер-министру Алихану Смаилову.
Депутат фракции Ирина Смирнова добавила, что ранее эту идею правительство отвергло со ссылкой на отсутствие такой необходимости.
— В Казахстане сегодня около миллиона детей живут в бедности, и это не считая тех, кому родители не платят алименты. Кем они вырастут, когда не получат ни качественного образования, ни качественного воспитания, ни качественного питания? Ведь есть вероятность, что в перспективе они из-за текущих проблем окажутся на содержании государства.
На государственный алиментный фонд не нужно много денег. 12,8 млрд тенге долга перед детьми — это цена одного какого-то государственного проекта, коих в стране запущено и не реализовано десятки, если не сотни.
— Вы считаете, что справедливо перекладывать на плечи налогоплательщиков ответственность горе-родителей?
— Мы не предлагаем возложить на этот алиментный фонд обязанность платить детям вместо отцов или матерей. Ни в коем случае. Работа во взысканию с них алиментов должна продолжаться. Но государству, согласитесь, гораздо проще достать из алиментщика деньги, чем условной женщине, на которую помимо забот о ребенке ложится еще и необходимость искать должника, судиться с ним за каждый тенге, а затем еще обивать порог кабинета ЧСИ, которому алиментные дела вообще неинтересны?
Государство же решит вопрос объективно и без обиняков, невзирая на личности должников, их претензии к бывшим супругам и другие причины долга перед детьми, а дети получат средства на нормальное развитие. Мы выступаем за это
Но чтобы алиментный фонд заработал в том виде, в каком мы его себе представляем, нужно определиться, что это будут за выплаты от государства. Если в размере тех же 25% от зарплаты алиментщика, который специально устраивается на минимальную зарплату, чтобы платить своему ребенку как можно меньше, так дело не пойдет. Нужно определиться с минимальным размером алиментов. И я считаю, что это должна быть минимальная заработная плата, установленная на каждый финансовый год.
С учетом того, что общий долг алиментщиков из года в год только растет, а это значит, что меры наказания злостных неплательщиков, уже принятые государством, не работают, мы поинтересовались у известного юриста по семейному праву Рената Кадырова, поможет ли предложение депутатов вернуть казахстанским детям долги их родителей?
— Действующая в Казахстане практика взыскания алиментов в принципе нуждается в пересмотре, не обязательно даже с точки зрения создания некоего государственного алиментного фонда.
До сих пор законодательством не определен минимальный размер алиментов. А он должен быть хотя бы на уровне прожиточного минимума
Но есть ведь и другая проблема — низкий уровень доходов населения. И большинство должников как раз относятся к этой категории. Поэтому для них ограничительные меры по выезду из страны, который не планировали, по управлению автомобилем, которого нет, по аресту счета, который пуст, совершенно бесполезны.
Нужны другие механизмы взыскания. Например, принудительный труд для безработных алиментщиков, который бы гарантировал их детям получение хотя бы какой-то условной суммы.
— Пока мы ищем причинно-следственные связи и варианты борьбы с алиментщиками, их долг растет, и за последние пять лет увеличился вдвое — до 12,8 млрд тенге.
— Для бюджета, кстати, это очень даже незначительная сумма, которая могла бы покрыть все долги перед детьми, а потом уже государство взыскивало бы эти деньги с алиментщиков в свою пользу. Вопрос ведь не в том, чтобы создать этот алиментный фонд, а чтобы он работал на принципах прозрачности, справедливости и эффективности.
Кроме того, потребуется внести колоссальное количество изменений в законодательство как об исполнительном производстве, так и о браке и семье.
Генеральная прокуратура несколько лет назад, принимая программу по работе с должниками по алиментам «30 шагов», кстати, заявляла о революционных мерах, но они так и остались на бумаге
Проблема в том, что речь идет о системных изменениях, а они странообразующие, рушить которые чревато. Поэтому полумеры принимаются больше формальные, чем реальные, а вся нагрузка по взысканию ложится на перегруженные районные суды и частных судоисполнителей, особо не заинтересованных в результативности этой работы.
Детский омбудсмен Аружан Саин отметила, что тема создания специального алиментного фонда недавно обсуждалась в Алматы на мероприятии, устроенном Комитетом по охране прав детей министерства просвещения.
— Я там отметила, что среди обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по правам ребенка в РК, есть в том числе и жалобы по поводу систематического уклонения одного из родителей от уплаты алиментов. И что мы с 2019 года обсуждаем совместно с министерством юстиции и Республиканской палатой частных судебных исполнителей самые разные механизмы взаимодействия, чтобы работа с алиментщиками была более эффективной.
— Но должны ли казахстанцы, которые не бросали своих детей, через свои налоги оплачивать безответственное поведение других родителей?
— Должно ли государство брать на себя роль взыскателя алиментов – вопрос дискуссионный. Но моя точка зрения такова: поскольку в данном случае речь идет о качестве жизни и положении детей,
я буду поддерживать ту форму, которая позволит в максимальной степени защитить права казахстанских детей. А если фонд будет государственным, то государство, по моему мнению, намного эффективнее взыщет алименты с неплательщиков, чем сейчас могут это делать обычные граждане
Вторая сторона этой медали такова, что мы, констатируя многомиллиардные долги алиментщиков, тушим пожар. В 2022 году в Казахстане распался каждый третий брак. Это очень большая цифра, свидетельствующая о том, что люди безответственно относятся к созданию семьи и рождению детей. А рост долгов родителей перед детьми – подтверждение отсутствия планирования родительства и ответственности перед детьми.
Поэтому параллельно с взысканием алиментов государству следует учить подрастающее поколение основам здоровой семейной жизни. Нашему поколению, например, в старших классах преподавали этику и психологию семейной жизни в очень корректной и ненавязчивой форме. Часть уроков, кстати, проводилась отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.
Считаю, что министерству просвещения следует провести дискуссии по этому вопросу и внедрить такие уроки, так как ранее этот опыт уже был
В программе должны быть основы юридического понимания брака, морально-этических норм в отношениях супругов, основанных на любви и уважении, заботе друг о друге, а также знания о планировании детей, беременности, важности сохранения репродуктивного здоровья, последствия прерывания беременности и различных инфекциях для будущей мамы, отца и их влияние на здоровье будущих детей. А также о родительских правах и ответственности, юридические аспекты разводов и обязанностей родителей перед детьми после развода.
Сейчас же ничего подобного в школьной программе нет, и знания подростков визуализированы той картиной, в которой разведенные папа и мама делят детей и имущество. В любом случае накладывается отпечаток негативного восприятия института семьи в целом.
Глава государства принял председателя Агентства по финансовому мониторингу Жаната Элиманова, сообщает пресс-служба Акорды. Касым-Жомарт Токаев…
В Павлодаре сотрудники управления по противодействию киберпреступности выявили и остановили деятельность преступной группы, занимавшейся интернет-мошенничеством.…
Комитет по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры Казахстана сообщил о серьёзной киберугрозе: в…
Главе государства представлена информация об итогах деятельности Конституционного cуда, сообщает пресс-служба Акорды Как сообщила Эльвира…
Сегодня в «Барыс» проведет свой второй матч в регулярном чемпионате Континентальной хоккейной лиги сезона 2025/2026.…
Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием народу Казахстана: ««Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и…